Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 126 призывает к замене обычной политики на более специфический ее вид. Сократ полагает, что его диалектические изыскания, заключающиеся в поиске мудрости и добродетели, направлены на то, чтобы сделать людей лучше и могут расцениваться как попытки овладения истинным политическим навыком: «Мне думается, что я в числе немногих афинян (чтобы не сказать – единственный) подлинно занимаюсь искусством государственного управления и единственный среди нынешних граждан применяю это искусство к жизни» (521d6–d8) [7, с. 568]. Поиски блага и мудрости, по мнению Сократа, и есть единственная форма правильного ведения политической деятельности, хотя с точки зрения большинства эта форма политики выглядит довольно странно. Когда Сократ отвергает обычную политику и принимает необычную форму политики, он меняет локальные моральные обязательства на космополитические. Как следствие, в «Апологии» он признается, что готов испытывать как своих сограждан, так и чужеземцев (23b). Таким образом, отказываясь принимать участие в политике в стандартном ее понимании, Сократ занимается политикой, как он полагает, в истинном ее смысле – отыскивает благо и помогает всем людям (вне зависимости от их гражданской принадлежности) стать добродетельными. Поэтому, с точки зрения Э. Брауна, Сократ может считаться предтечей космополитической традиции, которая в полной мере вызрела только в среде кинизма и стоицизма. Со своей стороны, мы можем добавить, что вдохновитель какой-либо идеи не обязательно должен придерживаться этой идеи или ясно ее артикулировать, ему достаточно высказать такой набор теоретических положений, который с неизбежностью в будущем приведет его последователей к этой идее. Речь Законов в «Критоне» и «патриотизм» Сократа Отстаиваемая нами концепция может быть подвергнута сомнению, если обратиться к диалогу «Критон». Напомним, что в этом диалоге Критон увещевает Сократа бежать из тюрьмы, чтобы избежать смертной казни, к которой его приговорило несправедливое большинство. В качестве заключительного аргумента против побега Сократ приводит речь отечественных Законов, которые напоминают, что вся жизнь гражданина полиса (брак и семья, воспитание и образование, суд, торговля и прочее) регулируется посредством законов, поэтому их власть выше родительского слова. Граждане могут не подчиняться Законам, но в таком случае несогласные должны покинуть город. Сократ всю жизнь прожил в Афинах (за исключением его участия в военных походах), что говорит в пользу того, что «он на деле» согласился с законами своей родины. На первый взгляд, соглашаясь с увещеванием законов, Сократ демонстрирует патриотизм и свою преданность Афинам. Однако следует отметить некоторые проблемные моменты, которые не позволяют безоговорочно принять такой вывод. Законы утверждают, что они важнее родителей, поскольку первые лишь дали жизнь гражданину, в то время как вторые позволили ему жить в обустроенном городе. Давайте продолжим эту

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=