Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 125 своими согражданами [14, p. 74-87]. Рассмотрим подробнее аргументы Брауна в пользу космополитических взглядов Сократа. Самым важным признаком космополитизма Сократа, полагает Браун, является его отказ от обычной политики в пользу экстраординарного рода политики. Конечно, Сократ не совсем отвергал обычную политику. На самом деле он был готов предложить себя Афинам для обычной политической деятельности, когда это от него требовали. К примеру, он сражался в битвах при Потидее, Амфиполе и Делии, и по крайней мере однажды был членом Совета пятисот; и когда Тридцать тиранов вызвали Сократа для выполнения приказа, он откликнулся, хотя и отказался выполнить приказ. В то же время сам философ приводит несколько причин избегать участия в политике: «Будьте уверены, о мужи афиняне, что если бы я попробовал заниматься государственными делами, то уже давно бы погиб и не принес бы пользы ни себе, ни вам. И вы на меня не сердитесь, если я вам скажу правду: нет такого человека, который мог бы уцелеть, если бы стал откровенно противиться вам или какому-нибудь другому большинству и хотел бы предотвратить все то множество несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве. Нет, кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если ему и суждено уцелеть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на общественное поприще не должен» [6, с. 86]. Расценивая государство как средоточие несправедливостей и беззаконий, Сократ задает критическую линию существующих полисов и политических объединений в целом. Эта линия будет развита киниками и стоиками в космополитическую доктрину. Показательно, что Сократ не верит в то, что настоящее положение дел может быть исправлено посредством включения в систему имеющихся политических отношений – большинство не позволит создать справедливое и законное общество. Поэтому единственный способ противодействия – индивидуализм, бороться с несправедливостью частным образом. Однако Э. Браун обращает внимание на то, что читатель может неправильно истолковать рекомендацию Сократа жить «частном образом». «Частный» вовсе не означает «аполитичный», а «публичный» не означает «политический» [14, p. 77]. Сократ мог бы полагать, что человек должен заниматься политикой в частном порядке, выступая в качестве политической фигуры за пределами сферы политического в ее конвенциональном понимании. Как полагает наш автор, подтверждение этой гипотезы обнаруживается в других диалогах Платона, в частности, в «Протагоре» и «Горгии». Протагор обещает научить своих слушателей особым навыкам, которые позволят им вести политическую деятельность. Сократ же доказывает, что настоящая подготовка к политике заключается в обучении способности различения хорошего и плохого, в воспитании добродетели в себе и в умении сделать своих сограждан добродетельными людьми, чего не делает риторика (Gorg. 502e2–e5; ср. 515c4–16d5). Сократ, таким образом, призывает своих собеседников в «Горгии» отложить участие в политике до тех пор, пока они не пройдут дальнейшее обучение науке поиска добродетели. Следует отметить, что он не предлагает вообще отказаться от политики. Скорее, он

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=