Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 124 закону уже принадлежащей другому, и губить семью другого человека» [10, с. 99]. Показательно, что нарушение общественной нормы приравнивается к противоестественному (παρὰ φύσιν), то есть сама норма в таком случае будет природным установлением, или, как минимум, «надлежащим» (специальный термин стоиков, обозначающий сферу обязательств, которые сами по себе не ведут к добродетельной жизни, но которые соблюдать следует, поскольку они согласуются с природой). Безусловно, можно подвергать данное свидетельство Оригена сомнению, учитывая тот факт, что оно прямо противоположно тому, что мы только что рассмотрели. Но к этому свидетельству присовокупляются многие другие, в числе которых сообщение Сенеки о том, что «мудрец будет заниматься делами государства, если что-нибудь не помешает» [10, с. 105]. Если учесть, что мудрец стоиков может «вступать в брак и порождать детей» [10, с. 105], то образ революционера и нонконформиста вовсе исчезнет. Сократическая философия как источник античного космополитизма. Сократ по праву может считаться одним из главных вдохновителей философов эллинистической эпохи, и прежде всего киников и стоиков. Его стойкость и непритязательность были избраны примером для подражания стоиками, его борьба с общественными установлениями была доведена киниками до радикальной формы, его критическая работа с понятиями стала основой для скептицизма. Однако общий пиетет к Сократу представителей всех эллинистических школ, как известно, не привел к формированию единой теоретической и идеологической платформы. Достаточно сказать, что для мегариков, например, он был искусным логиком и диалектиком, в то время как киники видели в нем изгоя, атипичного героя. Так или иначе, но две представленные выше традиции космополитизма были инспирированы Сократом. Несмотря на то, что некоторые античные мыслители видели в Сократе провозвестника космополитических идей (Цицерон в «Тускуланских беседах» (V 108), Эпиктет («Беседы Эпиктета» I 9,1), Музоний Руф (Фрагменты, IX 42,1– 2), Плутарх в сочинении «Об изгнании» (600f) – все они представляют Сократа как космополита), даже предположение о том, что знаменитый учитель Платона был лишь вдохновителем этих идей может показаться странным. Это связано с тем, что Сократ представляется как исключительно локальный мыслитель: он всю свою жизнь прожил в Афинах, а в «Апологии» признавался, что более всего он заботится об афинянах, поскольку они ближе ему по крови ( Apol . 30a). В то же время очевидно, что в своей заботе об афинянах Сократ видит за каждым из них разумное существо, потенциально добродетельную личность, которая прежде всего должна заботиться о мудрости и своей душе, а не о деньгах и славе. Поэтому мы можем вслед за Э. Брауном признать Сократа умеренным космополитом ( a moderate cosmopolitan ), который осознает моральные обязательства перед всеми людьми, при этом признавая особые или более сильные моральные обязательства ( special or stronger obligations ) перед

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=