Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 123 законам добродетели. Критика существующего государственного строя киниками носила характер негативный и «нигилистический» [4, c. 109] – имеющиеся πολιτείαι невозможно реформировать, единственный вариант – отказ принимать участие в политической деятельности, полное отторжение установлений, неприятие религии, брака, образования и других институтов. Вместе с тем в пользу политического нигилизма киников также говорит отсутствие четкой концепции мирового гражданства, ясного перечня обязательств и процедур выполнения таковых. Стоики во многом были продолжателями политической философии киников, однако благодаря продуманной философской системе внесли в космополитическую идеологию позитивную составляющую. Основатель стоицизма Зенон Китийский, будучи учеником Кратета-киника, написал книгу «Государство», о которой современники отзывались как о «написанной на собачьем хвосте» [1, с. 249], намекая на кинический характер ее содержания. В самом деле, согласно доксографам, идеальный полис, по Зенону, во многом напоминал кинический анархизм – отказ от общего образования (ἐγκύκλιος παιδεία), отмена разделения по демам и городам, объединение людей не по внешним атрибутам, но по их качествам (добродетельные люди являются друзьями друг для друга, а порочные – врагами), запрет строить в городах храмы, суды и училища, отказ от денежного оборота. Наиболее полно и последовательно это учение приведено Диогеном Лаэртием, цитирующим скептика Касия: «предъявляют Зенону много обвинений. Во-первых, говорят они, в начале “Государства” он объявил бесполезным весь общий круг знаний. Во-вторых, всех, кто не взыскует добродетели, он обзывает врагами, ненавистниками, рабами и чужаками друг другу, будь это даже родители и дети, братья или домочадцы. Далее, в “Государстве” он числит гражданами, друзьями, домочадцами и свободными людьми только взыскующих добродетели; поэтому-то для стоиков родители и дети – враги, ибо они не мудрецы. В том же “Государстве” он утверждает общность жен, а на 200-й строке запрещает строить в городах храмы, суды и училища; и о деньгах пишет так: “Денег не следует заводить ни для обмена, ни для поездок в чужие края”. А одежду велит носить мужчинам и женщинам одну и ту же, и чтобы ни одна часть тела не была прикрыта полностью» [1, с. 258]. Уровень ригористичности и революционности идей Зенона настолько высок, что кажется логичным и оправданным причислить его к негативной, нигилистической традиции киников. Однако, как замечают исследователи, стоицизм «переболел» кинизмом, и в дальнейшем последователи Зенона отказались от этих идей [10, с. 102], сохранив лишь общую установку на мировое гражданство. Снижение ригоризма стоиков проявилось в их отношении к институту брака. С одной стороны, они, как и киники, выступали за устранение данного института и общность жен. С другой стороны, имеются свидетельства, в которых говорится прямо противоположное. «Сторонники философии Зенона Китийского отвергают прелюбодеяние... по соображениям общественного блага. Да ведь и противоестественно для разумного существа сожительствовать с женщиной, по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=