Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 122 пониманию условий создания межнационального диалога, а также предоставит некоторые теоретические наработки по созданию идеального города. Два вида античного космополитизма . В исследовательской литературе уже давно утвердилось мнение (см.: [12], [13], [19]; обратная точка зрения см: [18], [20]), что в Античности следует выделять два типа космополитизма – негативный (кинический) и позитивный (стоический). Следует отметить, что, хотя идея космополитизма раскрылись в полной мере лишь в эпоху Эллинизма, она существовала в зародыше и на более ранних этапах. Так, С. Я. Лурье отмечает, что воззрения Геродота имеют характер «широкого универсального космополитизма», который вместе с тем сочетается с «мелким партикуляристским “шовинизмом”» (автор «Истории» усвоил с детства «галикарнасский патриотизм») [2, c. 55]. Геродот описывает обычаи других народов без предубеждений, что может объясняться тем обстоятельством, что в его время противопоставление «эллин» – «варвар» еще не приобрело той остроты, которая будет наблюдаться в эпоху Пелопонесской войны [2, c. 50]. Другой пример – софисты Антифонт и Алкидамант, которые «категорически отрицали какую бы то ни было врожденную разница между варварами и греками» [2, c. 47]. Негативный и позитивный космополитизм обусловлены тем, насколько радикальным было критическое отношение их представителей к обществу и участию в политической деятельности, а также тем, имелись ли конкретные программные установки за прокламацией своего космополитизма. Киники, которые считаются основоположниками концепции мирового гражданства, противопоставляли «природу» (φύσις) и «закон» (νόμος). Согласно киникам, все существующее «по природе» есть благо, а все, что имеет место по человеческому установлению, следует подвергнуть осуждению. Во всем они стремились уподобиться природе. Как сообщает Теофраст, Диоген Синопский понял, как надо жить, «когда поглядел на пробегавшую мышь, которая не нуждалась в подстилке, не пугалась темноты и не искала никаких мнимых наслаждений» [1, с. 221]. Полагая, что все человеческие установления неизбежно ведут к пороку, киники пришли к выводу, что следует игнорировать все формы конвенций – брак, судопроизводство, образование, политику. За этот нонконформизм киники сравниваются с анархистами, а приписываемое Диогену Синопскому «Государство», расценивается как первое описание анархистского общества [15, p. 185]. Диоген Лаэртский приводит следующие слова Диогена-киника: «город может держаться только на законе; где нет города, там не нужны городские прихоти (ἀστεῖον); а город держится на городских прихотях; но где нет города, там не нужны и законы; следовательно, закон – это городская прихоть» [1, с. 236]. Критика городских законов не означала для киников, что не существует истинных законов, на которых зиждется истинный город (ὀρθὴ πολιτεία), и в качестве таковых они видели божественные законы природы, реализованные в мире (κόσμος). Поэтому, согласно Антисфену, мудрец свободен от человеческих законов, но живет по

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=