Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 115 с Данилевским, и ассоциировал себя как его последователя в философии, а мысли Ф. М. Достоевского он называет розовым христианством, так как он, по мнению Леонтьева, идеализировал русский народ. Для К. Н. Леонтьева русский народ, это, прежде всего, хранитель православия, а не ценностный ориентир для Европы. Решение Восточного вопроса он также видел, во взятии Константинополя, чтобы возникла славяно-азиатская цивилизация, основой которой будет Великий Восточный Союз. В одной из своих работ «Письма о восточных делах» Леонтьев писал о необходимости крутого поворота, новой почвы, новых перспектив, а главное – новой культурной столицы. [7, c. 81]. Подтверждение этому служит произведение А. Н. Бердяева «Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли», в котором он пишет: «Восточный вопрос был в центре размышлений К. Леонтьева. На нём кристаллизовалась вся его философия общества и философия истории» [1, с. 48]. Основой Византизма служит гармония между религией, государством и общинами, которые образуют сословную иерархию. В совокупности они обеспечивают главную цель – развивают своеобразие национальной культуры. Все византийские идеи культуры направлялись христианской верой. Соответственно государство, построенное на византизме, представляло из себя самодержавный строй, воплощенный в православную монархию. Леонтьев, рассуждая о том, как византийские истоки влияли на русскую культуру, неоднократно отмечал, что два византийских начала, таких как «церковь и царь», проникли внутрь русского общества и сплотили Россию. Но при этом он также не преуменьшал заслуг русского народа, который творчески адаптировал византийские начала. Результатом адаптации выступило создание русского православного монархизма, русской церковной архитектуры, русского православного быта и так далее. Леонтьев считает, что на исходы важных исторических событий России повлияла православная религиозность. Наличие церковного чувства у русского народа помогло ему выстоять в период татарского ига, объединило его во времена Великой смуты и войны 1812 года. Вообще Леонтьев считает существование России и ее величие заслугой византийского православия и самодержавия. Он полагал, что у России особенный, который есть только у нее, путь развития. Такой путь возник из-за синтеза разнообразных религий и культур. Леонтьев считает, что данное обстоятельство должно обезопасить Россию от губительного влияния западных тенденций, которые активно развиваются в Европе. Развитие культуры у Леонтьева подобно развитию живого организма. «Первоначальная простота», «цветущие объединение и сложность» и «вторичное смесительное упрощение», это те сменяющие друг друга стадии, которые открывают новый период в истории какой-либо культуры. [7, с.170]. По мнению Леонтьева Европа перешагнула через вторую стадию в 19 веке. Общество находится в стадии упрощения. Начинается идея прогресса, но этот прогресс никак не связан с развитием, а наоборот ведет к разрушению и гибели.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=