Гуманитарные ведомости. Выпуск 3 (35). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 3 (35), ноябрь 2020 г. 100 мультикультурного общества в странах Запада во второй половине ХХ в. [10, с. 3]. В 60 – 70 гг. ХХ в. в странах Европы и, в частности, в Великобритании обострилась проблема взаимоотношений между коренным населением и иммигрантами, а также проблема их адаптации в европейском социокультурном пространстве. Вопрос усложнялся появлением «второго поколения» мигрантов (рожденных в Европе, но имеющих неевропейское, либо смешанное этническое происхождение), параллельно с чем, происходило обсуждение кризиса британской национальной идентичности. «Постколониальные исследования» впитали в себя идеи «левой» философии (Маркс, Грамши), психоанализа (Фрейд, Лакан), деконструктивизма и постструктурализма (Фуко, Делез, Деррида) [10, с. 12]. Теория «стадии зеркала» Ж. Лакана оказала влияние на многих постколониальных авторов, рассматривающих взаимоотношения и оппозиции внутри колониального мира посредством определения «себя» через «другого». Концепты «дискурса», «власти-знания», «децентрализации» были заимствованы из постструктурализма и деконструктивизма и активно использовались в работах Э. Саида, Г. Спивак, Х. Бхабхи и др. [10, с. 13]. В ранних работах внимание акцентировалось на нации как сознательно созданном концепте, находящемся в основе освободительной борьбы. Признание нации символизировало избавление от комплекса неполноценности, прохождение «стадии зеркала», определение своей культурной «самости». Национальная идея рассматривалась как переходная ступень к глобальному освобождению человека и выходу на «наднациональный» уровень [10, с. 13]. В работах таких постколониальных авторов как П. Чаттерджи и Х. Бхабха нация воспринимается как искусственно созданный концепт, делается упор на ее постоянной изменчивости, способности к трансформации (как у любой речевой и мыслительной конструкции, нарратива), ее гибридность. Важную роль в «постколониальных исследованиях» сыграл концепт «ориентализма» Э. Саида, понимаемый как процесс конструирования Востока, как некоего мифа в сознании западного человека. В центре внимания лежит процесс трансформации сознания, как «колонизаторов», так и самих «колонизированных», протекающий через оппозицию «я» – «другой» [10]. Темы, являющиеся центральными для постколониальных исследований, нашли отражение в художественных произведениях. Центральной фигурой постколониальных романов С. Рушди, В. Найпола, Х. Курейши и др. является иммигрант, попавший в ситуацию «пограничья». «Герой пытается определить свое место в обществе и мире, обращаясь то к историческим корням, традициям своей этнической родины, то к культуре страны, принявшей его и ставшей неотъемлемой частью его жизни. Поиск своей идентичности приводит, как правило, к формированию амбивалентной личности, открытой разным духовным традициям» [10, с. 14]. Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос формирования нации, национализма и национальной идентичности является весьма спорным и многогранным. Не смотря на происходящие в мире процессы глобализации,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=