Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 77 будучи специалистом в области истории спорта, был увлечен идеями древнегреческого олимпизма, считая, что возрождение этих ценностей будет способствовать не только международному возрождению спорта, но и вдохнет новую идеологию в спортивной деятельности. В 1893 году под его руководством был создан комитет по подготовке учредительного конгресса, состоявшегося в июне 1894 года во Франции. 23 июня 1894 г. был создан Международный Олимпийский Комитет – МОК. П. де Кубертен считал, что возрождение Олимпийских игр вовсе не означает их точного повторения, справедливо полагая, что «возродиться может только идея, приведенная в соответствие с потребностями и вкусами века».[6, с 52-53] Основные положения будущих олимпийских игр имели этическое содержание, ратовали за чистоту и честность спортивных состязаний, выдвигали идею некоммерциализации спорта. Однако, этический проект олимпизма уже после первых олимпийских игр (1896 г.), оказался идейно несостоятельным. Пост-кубертеновская стадия олимпизма Международная организация спорта, созданная П. Кубертеном, в течение времени становится институтом, который создает систему профессионального спорта, в котором игровая состязательность начинает терять свое религиозно-этическую значимость в результате экономических, коммерческих, информационных факторов. Игра, по мнению Й Хейзинга становится «до такой степени технической организованности, материальной оснащенности и научного осмысления, что в коллективном и публичном занятии ею возникает угроза потери самого духа игры» [8, с. 188]. Древнегреческий олимпизм представлял собой священнодействие, преклонение перед культом, праздник, который выражал истинное проявление игровой состязательности. Современный спорт, по мнению мыслителя, представляет собой «самостоятельное выражение агональных инстинктов, чем фактором плодотворного чувства солидарности», над которым довлеют идеалы рекордомании. Таким образом, происходит подмена религиозных оснований олимпизма , как целеполагания и способа регуляции – этической кодификацией , регламентации которой граничат с уставом, в современной спортивной деятельности. Этот процесс связан с системой планирования, прагматикой, присутствовавшей в современном спорте, т.е. с той «серьезностью» (Й. Хейзинга) в состязательности, которая уничтожает непосредственность игры. Технические правила игры в современном спорте сопряжены с этическими нормами, что подтверждается анализом этических кодексов, наличие которых в каждом виде спорта обусловлено как обязательное требование международных и национальных институтов спорта.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=