Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 76 Таким образом, древнегреческий олимпизм представлял собой особый тип игровой состязательности , в котором духовное и телесное раскрывались как единое целое, а «сама игра возвышается тем, что понятие это возводят вплоть до высочайших областей духа» [8, с. 36], «дабы расположить к себе богов и отбить врагов, победив их в бою» (Платон). Таким образом, игровая состязательность, выражает сущность одной из самых значительных культурной универсалии, характерной для всех типов культур человеческого общества. Священодействие игровой состязательности в древнегреческом олимпизме имело значение космического масштаба, так как утверждало гармонию и порядок бытия. [Комм.3] Древнегреческий олимпизм оставил значительный след в истории культуры. С точки зрения исследователей олимпийское движение имеет три стадии своего развития в истории культуры: античную, кубертеновскую и пост- кубертеновскую[5]. Античная стадия олимпизма (776 г. до н. - 394 н.э.). В это время олимпийские игры проводились на полуострове Пелопоннес, в деревне Олимпия, на реке Алфей в Греции. Соревнования атлетов проводились в честь плодородного урожая, перемирия в войнах, удачной женитьбы и др. с целью благодарности к богам. Религиозно-мифологическая версия возникновения олимпийских игр связана с мифами о победе Зевса над Кроном, своим отцом. В соревнованиях богов участвовали Аполлон, который был признан лучшим стрелком из лука, Гермес, лучший бегун Ахилл и др. Состязательность атлетов в Олимпии имела религиозную функциональность, цель и назначение которой подражательность (мимезис) божественным играм богов на Олимпе. Боги как высшие существа демонстрировали физическое и духовное совершенство. Именно поэтому в состязательности на Олимпии высоко ценились такие качества атлетов как единство физического и духовного, идеал совершенства, в котором сочетались красота тела, сила духа и мужество, ловкость, быстрота и смекалка. Олимпийские игры во многом способствовали мирному сосуществованию греческого государства, являлись фактором сплочения его народов, в это время устанавливалось перемирие (экехейриа), что способствовало мирному проведению игрового празднества и гарантировало неприкосновенность и безопасность его участников. Во время олимпийских игр, в силу высокого религиозного смысла и духа этих состязаний, прекращались войны, снималась агрессивность ненависти к врагам. Таким образом, древнегреческий олимпизм, идеологическое содержание агональности олимпийских игр имели религиозно- этические и мифологические ценностные обоснования. Кубертеновская стадия олимпизма связана с именем французского барона Пьера де Кубертена ((1863-1937), который в 1886-1887 гг. создал комитет по пропаганде физического воспитания во Франции, который стал одной из первых спортивных институций по организации международного сотрудничества со спортивными организациями других стран. П. де Кубертен,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=