Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 75 экономических и др. особенностей – это нормы, ценности, идеи, стереотипы мышления и поведения, верования и т.д. [4], то есть таких «общих поведенческих категорий, которые включают разнообразие культурных проявлений: от места обитания до одежды, обычаев, обрядов и т.д.» [1]. В их числе П. Мэрдок выделяет те наиболее значительные поведенческие проявления, характерные для человеческого общества, которые отражаются в нормах культуры, а именно: «в 1) правилах брачных отношений, отражающих сложившуюся социальную культуру воспроизводства; 2 ) правилах спортивных состязаний, в которых закреплялась культурная, санкционированная обществом форма выплеска агрессии» (курсив – мой Б. С.) . [1] Таким образом, в типологии универсалий, предложенных П. Мердоком, спорт занимает одну из значительных культурных ниш, определяющих смыслы культурной деятельности человека в социуме. Состязательность, как сущностное выражение спорта, связана с игровой компонентой культуры, о чем свидетельствует работа голландского историка и философа Йохана Хёйзинги (1872-1945) «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры». В главе этого исследования «Природа и значение игры как явления культуры» показана всеобщность игры, как экзистенциального и смыслового контекста культуры, который охватывает все стороны человеческой деятельности: политику, экономику, науку, искусство и др. В ней Й. Хейзинга подчеркивает агональность [Комм.1] (творческую состязательность) спорта как феномена культуры, связанную, по его выражению, с «несерьезностью», непосредственностью игрового элемента. Игровой элемент состязательности, по его мнению, имеет следующие черты: свобода, определенность правилами, ритмом и гармонией, хронотопом игры [Комм.2], эстетическим своеобразием и чувством удовольствия от игры. В то же самое время игра, как концепт культуры, свойственная всем сферам деятельности человека, «когда она что-либо означает или торжественно знаменует» , приобретает духовный смысл, как следствие «свое место в сфере праздника или культа, в сфере священного» [8, с. 27]. Именно поэтому игра как священнодействие «возвышается тем, что понятие это возводят вплоть до высочайших областей духа» [8, с. 37]. Игровое начало в его религиозно-смысловом контексте представляет собой особую форму состязательности древнегреческого олимпизма, его содержание и идеологическую направленность. Именно поэтому ценностное содержание состязательности в древнегреческих соревнованиях определялось высоким духом священнодействия, возможности «уподобляться богам», которые, согласно мифологическим представлениям древних греков, состязались друг с другом в силе, ловкости, быстроте. Опираясь на размышления Платона о сущности состязательности в олимпизме, Й. Хейзинга подчеркивает, что Платон утверждал «тождество игры и священнодействия как безусловную данность», кстати, являясь участником в олимпийских соревнованиях.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=