Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г
Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 68 Добровольческая пожарная команда в г. Осташкове Тверской губернии была создана еще в 1843 году городским главой Ф. К. Савиным. Горожане, вступившие в команду, не получали никакого материального вознаграждения в течение двадцати лет, но продолжали тушить пожары. Впрочем, министерство внутренних дел России по достоинству оценило опыт Осташковской дружины, и подобная практика стала распространяться по всей территории страны. В мае и июне 1861 года управляющий Министерством внутренних дел статс-секретарь Валуев в циркулярах, отправленных начальникам губерний, подчеркнул: «считаю не излишним присовокупить, что общественные пожарные команды могут принести действительную пользу в том случае, когда граждане сами добровольно изъявят готовность принять на себя эту повинность» [3]. И граждане охотно «принимали» эту повинность, не требуя материального награждения. С целью содействия городской пожарной команде при тушении пожаров в конце 1878 года в Воронеже по разрешению Министерства внутренних дел было создано вольное пожарное общество охотников. Как видно из архивных документов, инициаторами создания этого общества выступили некоторые гласные городской думы, ставшие в лице исполнительного органа общественного самоуправления надежными союзниками добровольцев. Такой активной бескорыстной помощи можно найти существенные объяснения. Важно отметить, что кроме добровольцев, непосредственно тушивших пожары, приносили неоценимую пользу врачи и аптекари. Ведь вольные пожарные получали травмы, ожоги, увечья, они нуждались в медицинской помощи и финансовой поддержке. В частности, совет ВПО многократно публично выражал благодарность аптекарю Л. И. Мюфке за предоставляемые им медикаменты безвозмездно. Вместе с дружинниками к месту бедствия регулярно прибывал врач В. Н. Воищев, который также оказывал помощь на добровольных началах. Многие исследователи отмечают особенное чувство нравственности и бескорыстия русского народа. Например, П. Е. Астафьев подчеркивает, что в этом «гипертрофированном чувстве» заключаются и великие достоинства, и недостатки, и взлеты и падения русской истории. Русский человек «ведет спустя рукава даже дело устроения своих внешних благ и средств, - не это для него важно! – бесконечно более думает о нравственном характере своих поступков… И в личную нравственность верит он всегда более, чем во всевозможные формальные гарантии… !» [4, с. 95]. Внимание к бескорыстной помощи как части духовно-онтологического ядра человеческой культуры вообще свойственно русской философско-культурной традиции. «Практически все магистральные темы русской философии концентрируются вокруг этой мега-идеи – идеи оправдания тварного бытия» [5, с. 59]. Еще одна социокультурная особенность добровольческого движения в области тушения пожаров заключается в том, что одними из самых активных организаторов и участников вольных дружин были русские предприниматели и купцы, и это не случайный феномен, а исторически сложившаяся
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=