Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 64 и по-разному верили. Оба духовные странники, они искали жизни живой, подлинной, но если одного всю жизнь мучил Бог, то второго мучила смерть, и мучила совесть за неподлинное существование. Оба ощущали «болезнь бытия», но предложили разные «рецепты». И даже при всей их исходной сосредоточенности на близких философских проблемах (проклятых вопросах), несмотря на подлинно философскую вовлеченность всего существа мыслителя в процесс разрешения теоретической проблемы, все-таки символ веры в конечном итоге у каждого из них свой. Но их объединяет больше, чем разделяет. Оба писателя-мыслителя были в центре внимания русских философов, и оба оказали огромное влияние на формирование фундаментальных нравственных вопрошаний, присущих именно отечественной философии. Одного мучил Бог, другого – мучила смерть, но обоих – мучила совесть. «Лев Николаевич Толстой, – пишет В. Н. Ильин, – подобно Гоголю и Достоевскому, был человек с «ободранной» совестью, мал того, вместе с Достоевским он, несомненно, совесть земли Русской » [4, с. 356]. Эти имена являют собой особый тип культуры и философии – тип нравственный; и в этом их непреходящее значение, и в этом единство их веры. Литература 1. Бердяев Н.А. Мутные лики (Типы религиозной мысли в России). М.: Канон+, 2004. 448 с. 2. Горький М. Толстой [Электронный ресурс] URL: gorkiy- lit.ru/gorkiy/vospominaniya/lev-tolstoj.htm. (Дата обращения: 20.09.2020). 3. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1996. Т . 15 . 4. Ильин В. Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. СПб.: РХГИ, 2000. 480 с. 5. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 384 с. 6. Малахов В. П. Вера при свете совести // Малахов В. П. Уязвимость любви. К.: ДУХ I ΛΙΤΕΡΑ, 2005. С. 205-219. 7. Мелешко Е. Д. Христианская этика Л. Н. Толстого. М.: Наука, 2006. 309 с. 8. Назаров В. Н. История русской этики: учеб. Пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2006. 319 с. 9. Попович, прп. Иустин. Достоевский о Европе и славянстве / Пер. с сербского Л. Н. Даниленко. СПб.: Издательский дом «Адмиралтейство», 1998. 97 с. 10. Соммер Д. С. Мораль XXI века. М.: Кодекс, 2013. 480 с. 11. Толстой Л. H. Полное собрание сочинений в 90 тт. Т. 47. М., 1937. 12. Хабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. 112 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=