Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 62 Как писал Достоевский, весь вопрос о вере сводится к двум «вечным проблемам»: проблеме существования Бога и проблеме бессмертия души. Для того чтобы определить и путь к вере, и саму веру обоих мыслителей, следует определить их решение этих вопросов: вопроса о Боге и вопроса о смерти, или бессмертии души. Сербский богослов Иустин Попович в своей книге о Достоевском пишет, что «главное убеждение Достоевского состоит в том, что положительное или отрицательное решение вечных проблем определяет всю жизнь человека, всю его философию, религию, мораль, культуру». У самого Достоевского «отрицательное решение вечных проблем, выражаемое словами: нет Бога, нет бессмертия – составляет сущность отрицательных героев. А положительное решение, выраженное словами: Бог есть, есть бессмертие – составляет сущность положительных героев» [9, с. 14-15]. Однако было бы пределом схематизма разделять Достоевского и Толстого, относя философию первого к утверждению Бога и бессмертия, а второго – к отрицанию. Действительно, в понимании Льва Толстого Бог – это скорее «бог философов», тогда как для Достоевского это «Бог Авраама, Исаака и Иакова», который, по Кьеркегору, настолько всемогущ, что даже бывшее может сделать небывшим. Для Толстого же такой Бог – это безличный холодный Абсолют. Для него разделение Истины и Христа – совершенный абсурд, тогда как для Достоевского это, по сути дела, центральная проблема его философии, пусть и фантастическая по формулировке, но крайне важная для понимания духовных процессов, происходящих в человеке главнейший из которых – это борьба Бога с дьяволом. В этом смысле Толстой, конечно, отрицатель ортодоксального понимания Бога, подобно тому, как он отрицатель и христианского понимания бессмертия – как бессмертия телесного. Толстой в своей религиозной философии следует своей исходной постановке: убрать их христианства все таинственное, мистическое, к которому он относит и воскрешение плоти. Душа для Толстого бессмертна, скорее, в платоновском смысле: то, что просто, т.е. не имеет частей, невозможно разделить, а значит душа не поддается умиранию (разделению на части). Однако с точки зрения Толстого люди вовсе не знают своей души, пребывают в забвении души и потому живут неподлинной, мертвой жизнью. Тема духовной смерти крайне важна для писателя. Толстой силой своего художественного таланта показывал этих мертвых при жизни людей, которые живут в забвении своей души (сослуживцы Ивана Ильича из повести «Смерть Ивана Ильича», или умирающая барыня из рассказа «Три смерти», и т.д.). Показательно, что в центральном произведении художественной танатологии Толстого, а именно в повести «Смерть Ивана Ильича», Бога как непосредственного соучастника важнейшего для человека процесса – умирания и смерти – нет. Иван Ильич, который готов уже впасть в метафизическое бунтарство, получает ответ не от Бога, но от некоего внутреннего голоса, а именно той

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=