Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 59 А. И. Джапаров Ивановский государственнный унверситет Л. ТОЛСТОЙ И Ф. ДОСТОЕВСКИЙ: ДВА ПУТИ К ВЕРЕ В статье рассматриваются духовные искания Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского на пути к вере. При всей несхожести их образов веры, при разном отношении к ортодоксии, при том, что Достоевского всю жизнь мучил Бог, а Толстого – смерть, оба являются людьми с «ободранной» совестью. Это нравственное основание веры есть то общее, что объединяет обоих мыслителей. Ключевые слова: вера, нравственность, религия, истина, Бог, смерть, смысл жизни, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой . A. I. Dzhaparov Ivanovo State University (Ivanovo, Russia) L. TOLSTOY AND F. DOSTOEVSKY: TWO WAYS TO FAITH The article examines the spiritual quest of L. N. Tolstoy and F. M. Dostoevsky on the way to faith. With all the dissimilarity of their images of faith, with a different attitude to orthodoxy, despite the fact that Dostoevsky was tormented by God all his life, and Tolstoy by death, both are people with a «stripped» conscience. This moral foundation of faith is that common thing that unites both thinkers. Key words: faith, morality, religion, truth, God, death, meaning of life, F. M. Dostoevsky, L. N. Tolstoy. DOI 10.22405/2304-4772-2020-1-2-59-65 Вопрос о нравственных основания религиозной веры становится актуальным для современного духовного состояния общества и культуры как на Западе, так и в России. Этот вопрос был инициирован противоречивым состоянием постсекулярного общества, в котором сталкиваются такие явления как возрастание религиозности и падение нравственности. Наступившая постсекулярная эпоха задает много новых сложных моральных вопросов, требующих философского разрешения. А. Макинтайр в своей книге «После добродетели», анализируя неопределенное состояние нравственности в современном мире, констатирует провал рационалистического основания морали. При этом он утверждает: «В мире секулярной рациональности религия больше не дает такого общего фона и основания для морального дискурса и действия» [5, с. 72]. С этим утверждением можно вполне согласиться. Но отсюда следуют такой вопрос: «А в постсекулярном мире может ли религия выступить такой общей основой для морального сознания и морального действия?» Повсеместное падение уровня нравственности в постсекулярную эпоху, отмечаемое многими авторитетнейшими мыслителями, дает скорее отрицательный ответ. Известный чилийский философ Дарио Салас Соммэр в книге «Мораль XXI века» открыто и беспристрастно описывает современную ситуацию,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=