Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 54 черты трансцендентного. Носителем мистического мироощущения объявляется поэт. <…> Чувство мистического теснейшим образом связано с символическим (мифологическим) видением мира. Оно формирует тот особый взгляд на природу, когда за внешней неподвижностью чувствуется таинственная жизнь, и всюду встречаются таинственные знаки божественного» [4, с. 132]. Природа для романтической эпохи является незаменимым элементом, который объединяет человеческое и божественное начала. Помимо интенсивного развития философии, литературного жанра, истории, химии, биологии, проявляется живой интерес и к натурфилософии. Природа представляется романтикам одним из божественных одеяний, которое хранит в себе все тайны Высокого разума. Стремление к покорению неизведанных вершин, к преобразованию мира через постижение природного замысла, в котором часто одинокая душа романтического героя находила свое утешение, объясняет интерес художников-романтиков к сказкам, сказаниям и легендам, к фольклору, к пейзажу, а также к сферам фантастического, мистического, трансцендентального. Итак, в философии Новалиса задействованы все три «компонента», составляющие триаду «Человек – Природа – Бог». В качестве Человека рассматривается сам поэт, наделенный некими магическими чертами и стремящийся к абсолютному, то есть, – к Божественному. Следовательно, поэт уже становится наделенным возможностями божественными: сосредоточенная в поэте часть божественной энергии, которая стремится к воссоединению с еще большей – абсолютной космической энергией, – способна влиять на природу, «поэтизируя» и «романтизируя» (термин Новалиса) всю ее многогранность. Значит, художник – уже априори существо трансцендентальное, стремящееся к способу понимания своей экзистенции, а также способное создавать высокое искусство, синтезируя в нем все сферы прекрасного, отображающие мир во всей его бесконечности. Важно, что ощущение целого, которое воплощается в поэтическом творчестве как универсальном способе познания, характерно исключительно для сознания мифологического. Таким образом, концепция «мистического идеализма» Новалиса оказывается той важной составляющей романтической мысли, в которой через мифотворческий подход раскрывается важная идея культуры романтизма – идея синтеза. В контексте этого метода триада «Человек – Природа – Бог» представляется в синтезированном, органично взаимосвязанном, универсальном начале. Отчасти схожая концепция романтического синтеза прослеживается в философии еще одного представителя раннего романтизма – Фридриха Шлегеля. Шлегелевское осмысление мифа с позиций романтической эпохи рассматривается с точки зрения органичной взаимосвязи, в синкретизме философии, религии и искусства. Эта идея всеобщности заложена в высших образцах поэзии, сущность которых заключена в новой мифологии, которая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=