Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 52 В. С. Степанов Шуйский филиал Ивановского государственного университета ФОРМИРОВАНИЕ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ОСНОВНЫХ КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ РОМАНТИЗМА В данной статье предлагается анализ культурфилософской мысли одного из фундаментальных направлений истории культуры – эпохи романтизма. Романтическая философия радикально отличается от эстетических установок предыдущих эпох, а также задает тон последующему развитию всей западноевропейской культуры. Романтизм, апеллируя к тотальному синтезу различных онтологических форм, трансформируется в целостную идею космизма, которая нашла свое претворение на рубеже XIX–XX веков. Ключевые слова: философия, романтизм, культура, миф, синтез, трансформация, символизм, солипсизм. V. S. Stepanov Shuya branch of Ivanovo State University (Shuya, Russia) THE FORMATION AND TRANSFORMATION OF THE MAIN CULTURE PHILOSOPHICAL IDEAS OF ROMANTICISM This article proposes an analysis of the philosophical thought of one of the fundamental directions in the history of culture – the era of romanticism. Romantic philosophy is radically different from the aesthetic attitudes of previous eras, and it also sets the tone for the subsequent development of the entire Western European culture. Romanticism appeals to the total synthesis of various ontological forms, transforms into a holistic idea of cosmism. This idea was implemented at the turn of the XIX-XX centuries. Keywords : philosophy, romanticism, culture, myth, synthesis, transformation, symbolism, solipsism. DOI 10.22405/2304-4772-2020-1-2-52-58 На рубеже двух столетий из недр классицизма вышло движение, названное впоследствии романтизмом, провозглашенное, как известно, сначала группой эстетической и литературной ориентации, но в дальнейшем проявившееся во всех областях культуры в качестве новой художественной воли к выражению. Это движение прошло несколько этапов; можно считать, что еще и на сегодняшний день оно далеко не исчерпало себя, а возможно еще и не достигло своего истинного апогея, даже если и многократно перекрещивалось с другими идейными направлениями. Романтизм добивается освобождения от жизнестойкого мироощущения классиков, которое, со свойственной ему волевой направленностью, пыталось подавить в себе «бессознательные силы». В классицизме человек возвысился над страхом перед вселенной и, как Прометей, пошел навстречу свету; в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=