Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 45 воздействия являются средства массовой коммуникации и в том числе Интернет, а воспитательно-педагогического – институт образования. Средства массовой коммуникации и, прежде всего, Интернет во многом являются ведущим фактором формирования моделей поведения молодежи, в том числе ее потребительского стиля жизни. Выше мы говорили о стремлении ко всему новому и прогрессивному как определяющей характеристики и важнейшей тенденции молодежной культуры. Сфера современных масс-медиа, по сути, эксплуатирует данный аспект молодежной культуры, приучая молодого потребителя ценить всякий стиль, обозначенный как новый. Потребительское общество, оперируя каналами массовой коммуникации, подменяет подлинное стремление к прогрессу стремлением всего лишь к новому приобретению. Молодые люди становятся зависимыми от приобретения новых товаров, ощущая себя даже, скажем, «неполноценными», если не обладают этими новинками. Эта тенденция выражается в подмене творческой реализации потребительским поведением. Мощным средством манипулятивного воздействия на современную молодежную культуру выступает постоянное использование молодежью различных гаджетов, то есть где бы современный молодой человек не находился, он постоянно находится под воздействием передаваемых по различным каналам сообщений, музыкальных композиций, видеоклипов и пр. Подобный «шум» (возвращаемся к понятию «демократия шума»), по сути, часть манипулятивного воздействия и технологии поддержания мозаичности сознания через современные средства и технологии. Таким образом, как отмечает С. Г. Кара-Мурза [9, с. 81], современный социум формирует особый тип культуры – мозаичную культуру, которая воспринимается человеком практически непроизвольно в виде фрагментов реальности, выхватываемых воспринимающим субъектом из потока сообщений. Отсюда мы снова можем говорить о факторе формирования мифологических конструктов в сознании молодежи. Роль средств массовой коммуникации в воздействии на ценностную систему и поведенческие модели молодежной культуры, конечно, можно назвать существенной, но все же не определяющей. Существует возможность корректировки содержания воспринимаемой молодежью информации путем активизации действия других социокультурных институтов, прежде всего, института образования. Через систему образования социум как бы программирует свое будущее. С точки зрения социокультурной перспективы, система образования представляет собой совокупность институтов, которые обеспечивают формирование «человека культуры», являющегося носителем целостного культурного опыта человечества и способного к самостоятельной оценке места и роли социокультурного явления в общем процессе развития культуры. В этом случае молодой человек предстает самостоятельным культурным творцом, а не объектом манипулятивного воздействия. Культурно- образовательная среда выступает системой, которая позволяет производить первоначальную фильтрацию в молодежной среде, быть «внутренним цензором», определять границы социокультурных изменений, осуществлять

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=