Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 44 С учетом вышесказанного выделим особенности такой противоречивой системы новых социальных ценностей в современной молодежной культуре России: Во-первых, в российской молодежной культуре наметились существенные различия на уровне материальных ценностей. Во-вторых, в российской молодежной культуре наблюдаются интеллектуальные различия. В-третьих, хотя в ценностной системе молодежной культуры и присутствуют определенные различия, вместе с тем имеются и существенные общие признаки. Молодежная культура выражает один общий культурный опыт одной антропологической категории. Внутри молодежной культуры имеются одни и те же личностные профили. В молодежной культуре, несмотря, на все противоречия, сознается общность и преемственность. В-четвертых, положение молодежи в обществе порождает их собственную значительность. Самоидентификация конструирует жизненные алгоритмы. Это путь автономизации любой социальной группы, любого коллективного «мы». Молодежь довольно серьезно озабочена утверждением своей значительности в обществе. В-пятых, большую роль в мироощущении молодежи играет музыка. Это объясняется ментальными особенностями молодежной возрастной категории, а именно преобладанием воображения над памятью и рефлексией. Музыка в молодежной культуре означает преобладание экспрессии энергичного ритма. Мы видим, что молодежь, как правило, постоянно слушает музыку, пользуясь при этом наушниками. Так возникает явление, получившее в западной научной традиции название «демократия шума». Постоянное звуковое (и шумовое) оформление окружающего пространства приводит к тому, что молодой человек практически не имеет достаточных промежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связную мысль. Это еще одно важное условие его беззащитности в отношении манипуляции сознанием и формирования мифологических конструктов. Социум в свою очередь стремится воздействовать на процесс формирования новых социальных ценностей в молодежной культуре. Воздействие на молодежь, с точки зрения некоторых ученых [12], можно условно дифференцировать в соответствии с целями этого воздействия. Оно может быть манипулятивным и воспитательно-педагогическим. Это дифференцирование происходит на основании определения цели в социокультурной перспективе. Если целью является вовлечение молодого человека в систему универсальных способов самореализации, то можно говорить о воспитательно-педагогическом воздействии социума. Если же целью выступает формирование «одномерного» человека, то мы говорим о манипулятивном воздействии. Культурой как социальной системой можно управлять и, следовательно, регулировать культурные потоки с целью побуждения «потребителей» социокультурных ценностей к тому или иному виду социального поведения. Наиболее значимым субъектом манипулятивного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=