Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 43 основываясь на своих интересах, ценностях, склонностях и проектах» [10, с. 157]. В условиях формирования новых социальных ценностей в российской молодежной культуре возрастает ценность досуга и активного его проведения. При этом досуговая самореализация молодежи, как показывают результаты эмпирического исследования, осуществляется в наши дни в основном вне учреждений культуры и заметно обусловлена воздействием одной лишь медиасферы и Интернета как наиболее влиятельных источников не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Развитие досугово-креативной направленности молодежной культуры в России, сопряженное с максимизацией принципа свободы в молодежной среде, оказывает существенное влияние на формирование в молодежной культуре такой социальной ценности, как гедонизм. Во многом это провоцирует доминирование потребительских ориентаций над креативными, творческими и созидательными. Еще одним проявлением новых социальных ценностей в современной российской молодежной культуре является ее внесемейная ориентация, что объясняется, во-первых, пониманием самой молодежной культуры как «группы сверстников», а во-вторых, внеинституциональным общением молодых людей, как правило, в неформальных объединениях (так называемых «тусовках»), формирующихся на основе каких-либо общих молодежных интересов. Как следствие, внесемейная ориентация российской молодежной культуры ведет к утрате семейных ценностей в молодежной среде и таким образом фактически к трансформации традиционной семьи в иные современные формы. Различные социологические исследования показывают, что такая семейная форма как сожительство с каждым годом все активнее распространяется среди молодежи. В последнее время также просматривается устойчивый рост положительного отношения молодежи к внебрачным формам связей [5]. При этом по данным этих же социологических исследований семейные ценности входят в число базовых ценностей российского социума. Результаты многих российских социологических исследований дают нам представления о том, что новые социальные ценности молодежной культуры достаточно противоречивы [2, 14, 16, 18, 24]. Это подтверждается и результатами проведенного автором эмпирического исследования. Сложившуюся в России в настоящее время картину новых социальных ценностей можно назвать «единством противоположных ценностей» [13, с. 11], которые находятся на различных стадиях институционализации. Это означает, что молодежи сегодня достаточно сложно ориентироваться в окружающей социальной действительности. Все это приводит к формированию в молодежной культуре мифологических социокультурных образов и смыслов. «В условиях неопределенности социальные позиции и сфера сознания слабо структурированы, следовательно, размыты статусы и представления о них, не осмыслены с точки зрения общности и групповые интересы» [25, с. 64].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=