Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 42 также, пусть и достаточно небольшую, часть молодых людей, отчужденных от глобального информационного потребления. Вместе с тем в рамках нашей проблематики вызывает интерес исследование О. Н. Вершинской [4, с. 8], в котором она указывает на последствия активного развития средств коммуникации, такие, как исчезновение границ между рабочим и свободным временем, все большее сокращение личного пространства из-за «вторжения» в него общественной жизни через информационные технологии. В подобных условиях самоопределение молодого человека оказывается связанным не столько с отождествлением себя с общностью, сколько с определением своей личной уникальности. Это и обосновывает во многом формальное отношение современной российской молодежи к институту семьи и институту образования, а также возрастание роли масс-медиа в процессе социализации, самоидентификации и инкультурации молодежи. Несмотря на гуманизацию современной социальной среды, практически во всем сегодня проявляется основной процесс рыночной экономики – коммерциализация. Она проникает и в сферу молодежных повседневных отношений. Для современной российской молодежи уже стало привычным то, что, например, интересное проведение досуга нередко требует значительных материальных затрат. При этом одна из особенностей молодежной культуры России в том, что ценность денег не возрастает, а даже наоборот уменьшается. Деньги рассматриваются молодыми людьми только лишь в качестве средства удовлетворения своих потребностей, в том числе и социокультурных. Если появляются деньги, они спешат скорее их потратить. Но это нельзя назвать расточительностью или безответственностью. Это явление следует рассматривать с позиции сложившейся визуальной культуры и культуры потребления, то есть символического потребления. Достижение материального благополучия для одной части молодежи – это результат везения или случая, а не длительного целенаправленного труда; для другой – это необходимый атрибут жизненной успешности и роста. Отсюда некоторые исследователи отмечают усиление в российской молодежной культуре ценности жизни [21, с. 76]. При этом понятие «жизнь», как показало эмпирическое исследование красноярской молодежной культуры, молодыми людьми часто идеализируется, наполняется содержанием значимости и стремления только к такой жизни, которая соответствует неким идеальным (можно сказать мифологическим) критериям блага (здесь важно отметить прямую взаимосвязь между новой технологической реальностью, новыми социальными ценностями и мифологией в молодежной культуре). В ином случае жизнь становится тяжким бременем, от которого молодежь «бежит» в иллюзорный виртуальный мир. В свете этого интересным для нас оказывается точка зрения М. Кастельса о так называемом сетевом индивидуализме. «Сетевой индивидуализм – это социальная структура, а не собрание изолированных индивидов. Индивидуумы строят свои сети,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=