Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 41 отношениях к отечественной истории и перспективам исторического развития и достаточно малой «привязанности» к историческому наследию своей страны. Многие новые социальные ценности в молодежной среде, как считает Л.Г. Ионин [8, с. 67], сначала появляются на уровне формального подражания, а затем постепенно входят в социокультурную жизнь молодежи. В современных условиях молодые люди находятся, прежде всего, в «эре Интернета», мобильной связи и социальных сетей, что формирует особую картину окружающей действительности, в которой время и расстояние сильно сокращаются, а информационный поток при этом принимает все больше форму виртуальной сети, рассматриваемой в качестве предпочтительной альтернативы реальности. Молодежь сегодня, по сути, «окутана» сетями Интернета, гаджетов, различной техники. В современном социуме молодые люди очень часто испытывают категорическую нехватку времени. Это время у них во многом и забирают современные коммуникации и технологии, что на сегодняшний день является достаточно острой проблемой, которую все понимают и сознают, но решить пока не могут. Справедливости ради нужно сказать, что информационные и цифровые технологии значительно облегчают и ускоряют многие формы социокультурной деятельности молодежи. Молодые люди не только легко находят продукты культуры, но и создают свои собственные (видеоролики, фильмы и музыку), что порождает особое отношение к культурному продукту и значительно расширяет представления о социокультурном потенциале человека. При этом постоянное потребление чего-то нового, к чему уже привыкла современная молодежь, исключает потребность в самостоятельном создании чего-то нового, поэтому, например, тенденцией становится комбинирование уже имеющегося вместо создания нового, то есть техническая, а не творческая работа. Как отмечает Жак Сегела, «нынешние взрослые привыкли к содержанию, слову, которые взаимодополняются в едином сюжете. Молодежь же разрушила этот язык, часто под влиянием телевидения и рекламы. Они выражают себя в клипах, кратких сообщениях, заметках» [6, с. 162]. Тенденции к заимствованию, смысловой несвязности во многом выступают характеристиками состояния современной российской молодежной культуры. Например, «классическое» глубокое понимание искусства все более заменяется дизайнерской практикой в широком смысле (веб-дизайн, дизайн тела, дизайн среды и пр.). Современную молодежную культуру можно смело назвать культурой сенсорной, так как она испытывает воздействие новой технологической реальности на сенсорном уровне. Учитывая это воздействие, мы можем структурировать современную российскую молодежную культуру по критерию степени интеграции молодежи в глобальное технологическое пространство. По этому критерию, предложенному Т. В. Земрах [7, с. 94], мы можем выделить молодежь, ориентированную на глобальную сеть обмена информацией; активных молодых пользователей сетевых информационных каналов; пассивных молодых потребителей глобального информационного продукта; а

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=