Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 40 ценности, но при этом больше других нуждается в социальной и культурной идентичности. В сегодняшних условиях, как показало эмпирическое исследование красноярской молодежной культуры, проведенное автором в феврале-марте 2020 года, молодежная культура во многом наполняется искусственными заменителями реальных ценностей: продленное ученичество как псевдосамостоятельность; подражание отношениям взрослых с их социокультурной моделью поведения; виртуальное участие в жизни вымышленного и иллюзорного мира с его авторитетами и «героями» вместо реализации собственных устремлений; неприятие социокультурной действительности и «бегство» от нее вместо ее совершенствования. Новые социальные ценности в российской молодежной культуре В условиях новой технологической реальности молодежь руководствуется новыми социальными ценностями, представляющими собой значимость окружающей действительности с точки зрения ее соответствия или несоответствия потребностям социума, социальной группы или конкретной личности. При этом ценностными приоритетами в молодежной среде становятся мобильность, креативность и, по выражению некоторых исследователей, «глобальная коммуникация» [3, c. 32]. Среди важнейших факторов, оказывающих влияние на современную молодежь, все больше называются знания, инновации и та самая глобальная коммуникация. Новые социальные ценности в российской молодежной культуре в значительной мере детерминируют и детерминируются социокультурной динамикой, становясь в свою очередь источником более масштабных социальных инноваций. В эмпирическом исследовании молодежной культуры было задействовано 100 студентов семи ведущих высших учебных заведений Красноярска (от 18 до 24 лет), отобранных методом случайной выборки. Исследование проводилось в феврале-марте 2020 года. В рамках исследования были отобраны методы, которые позволяют вычленить социальные ценности, присущие молодежной культуре, и определить их роль в формировании культурной идентичности современной молодежи. Исследование проводилось с использованием комплекса диагностических методов: фокус-группы, групповые интервью, анкетирование. Российское молодое поколение, как показали результаты исследования, сегодня формирует свою картину мира, основываясь именно на окружающей действительности и испытывая ощутимое влияние глобальных социокультурных процессов, происходящих во всем мире. Картина мира современного молодого человека во многом космополитична, в ней границы между «своим» и «чужим» условны и «чужое» следует также «осваивать», тем более все зарубежное, как правило, связывается в молодежной культуре с высокими стандартами («там хорошо, где нас нет»). Молодежная культура России формируется во многом на основе стремления к изменению социальных установок и поведенческих стереотипов, формированию нового образа жизни, заимствуя многие социальные ценности извне, прежде всего, из западной культуры. При этом патриотизм как ценность проявляется в различных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=