Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 39 не реальна, она – идеальна, противоположна реальному. Именно обогащение природного факта идеальным содержанием, смыслом, значением превращает его в феномен культуры» [17, c. 156]. В отечественной науке одним из первых теорию ценностей начал разрабатывать В. П. Тугаринов. Он сформулировал общее понятие ценностей так: «Ценность суть предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или класса, или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [23, с. 261]. Так как молодежная культура является целостным социокультурным образованием, отличающимся собственной ценностной системой и нормами, неизбежно, что она отличается и особой картиной мира, в которой, несмотря на субкультурные различия, есть единое ценностное ядро, которое состоит из разделения на «своих» и «чужих», четкого разделения поколений, определенного пространства свободы и т.д. Приведем две точки зрения на проблему культурного самоопределения российской молодежи в современных социальных условиях. По мнению одних исследователей (Е. В. Полтораднева, Э. А. Куруленко) [19], современное российское общество с его новыми социальными ценностями облегчает самоопределение молодежи, предоставляет широкий простор для построения молодыми людьми собственной идентичности. С точки зрения других ученых (Н. В. Рыбалкина) [20], перенасыщенность современной социокультурной среды множеством образцов и стилей для самоидентификации рассматривается молодежью в качестве «экстремальных условий для реального самоопределения». Гипотеза. В настоящее время в условиях новой технологической реальности мы наблюдаем некоторый процесс кризиса традиционных ценностей у молодежи, который влечет за собой появление некоего нового представления о ценностях и, следовательно, новых социальных ценностей в молодежной культуре. При этом в условиях новой технологической реальности мы видим смену, по выражению В. Т. Лисовского, «аксиологических знаков» [15, с. 99], что выражается в глубоком конфликте поколений, порождающем отсутствие передачи материального и духовного наследия от поколения к поколению и, в конечном счете, приводит, по замечанию Л. И. Кемаловой [11, с. 44], к потере ценностных ориентиров в социуме и распаду социальных связей, а у молодежи к усилению ощущения бесперспективности, бессмысленности, нарастанию разочарования, снижению нравственных критериев. Таким образом, в подобных условиях молодежь вынуждена сама вырабатывать свои ценностные ориентиры. Особенности формирования новых социальных ценностей в российской молодежной культуре во многом связаны с процессом социализации и «научения», то есть с постоянными изменениями поведения молодежи, возникающими вследствие жизненного опыта и образования. Молодежь, являясь наиболее открытой процессам социокультурной трансформации, быстрее других осваивает новые социальные

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=