Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 32 зависть друг другом держатся, и в ком есть один из этих пороков, в том оба они. Поэтому истинно блажен, кто не впал в сии пороки, и не уязвлен ни одним из них. Ибо кто соперничает с братом своим несправедливо, тот осуждается вместе с дьяволом. Кто соперничает, тот побежден; в нем есть и вражда, его мучит успех других. <…> А кто уязвляется завистью и соперничеством, тот жалок; потому что он соучастник дьявола, которым смерть вниде в мире (Прем. 2, 24). В ком зависть и соперничество, тот всем противник; ибо не хочет, чтоб предпочтен был ему другой. Заслуживающих одобрение он унижает; кто идет добрым путем, тем полагает на пути соблазны; кто живет как должно, тех порицает <…> Итак, страшная отрава — зависть и соперничество: от них родятся оклеветание, ненависть и убийства» [4]. Отсюда – столь характерное для русской культуры ощущение греховности богатства, наживы, являющихся основной мотивацией соперничества и накопления капитала, что блестяще отражено в классической русской литературе, в частности, например, у Н. Лескова в рассказе «Чертогон». Прямая параллель с мыслью Лао-цзы прослеживается и в идее отказа от «первенства»: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19:30; Мк 10:31). «Естественный ход вещей» в социуме, согласно христианскому вероучению, неестествен, греховен, мир идет к апокалипсису, а потому задача мудрого правителя не следовать таковому «естественному ходу вещей», а поступать ему вопреки, и в этом он, «царь», будет являть собою «икону» Бога на Земле. Христос отверг искушение земной властью (Ин. 18:36), люди же, облеченные властью, с точки зрения христианского вероучения, должны в идеале быть христианами, однако часто случается, что личные интенции и общественные нужды не совпадают, более того – прямо противоположны, а потому земная власть – это тяжкое бремя, правитель должен существовать, но сочетать правление государством и христианскую веру затруднительно. Недаром Каракозову на его просьбу о помиловании Александр II отвечал, что как христианин он его прощает, но как государь простить не может, и террорист был казнен. В восточной патристике высказывались разные взгляды об отношениях власти священнической и светской, но сегодня в РПЦ принят византийский идеал симфонии священства и государственной власти, хотя в церкви существуют и идеи об обязательном проведении линии отделения церкви от государства, которое провозглашено в Конституции (Россия – светское государство), но которое необходимо жестко соблюдать, дабы церковь была свободной и не попадала от государства в зависимость – и в этом можно усмотреть все ту же интуицию радикальной несовместимости власти земной и светской – и власти Бога. Так или иначе, но та же интуиция есть и в западном христианстве – и у католиков, и у протестантов. В этом смысле весь «естественный ход вещей» – ход недолжный: «Не любите мира, ни того, что в мире… Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17). Однако «не любить» в данном

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=