Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 27 принципом. Тем не менее, он, как можно предположить, входит в менталитет китайцев, как входит в менталитет и всякое свойственное той или иной культуре представление об идеале как «горизонте», к которому надо идти. Более того: часто в культуре говорится именно о том, чего нет, но что до́лжно, ибо то, что существует естественным образом, не замечается сознанием; если приводить примеры применительно к современным проблемам, то навязчиво гордятся толерантностью и говорят на эту тему часто там, где ее не хватает, а замечают нехватку воздуха тогда, когда его недостает. Как утверждали даосы, власть, чтобы воистину влиять на людей, «должна быть «забыта», и люди должны чувствовать, что живут «сами по себе», без постороннего вмешательства. Вот единственное условие сильного государства и здорового общества» [5, c. 23]. При этом народ в отношении «грозной власти» должен испытывать страх [5, c. 71]. Таким образом, подобная «естественность», за которую ратует Лао-цзы, достигается изощренной «искусственностью», т.е. напряженной работой «телесного сознания». Да не введут европейцев в заблуждение даосские дифирамбы «покою», в котором должен пребывать всякий человек Пути – подобный покой не есть отсутствие деятельности и усилия, но является корнем всего остального, которое уже содержится в нем в свернутом виде. В. В. Малявин утверждает: «…недеяние Лао-цзы не сводится ни к бездействию и пассивности, ни к некоему «естественному», соответствующему «течению событий» действию. Его неизбывная и неизъяснимая «утонченность» состоит в том, что в свете символического круговорота Пути всякое явленное действие предполагает действие противоположно направленное. Недеяние, или чистая действенность, имеет свою пространственную форму: таковой является двойная спираль, которая служит также проекцией вращающейся сферы на плоскость. В пространстве двойной спирали в каждый момент времени по отношению к центру имеется два противоположно направленных движения. Подвижник Пути, говорил даосский философ Чжуан-цзы, «идет двумя дорогами»: он одновременно «расширяется» и «сжимается», «удаляется» и «возвращается». В китайском искусстве каллиграфии или кулачного боя поворот писчей кисти или руки вправо предваряется внутренним движением влево, и, наоборот, в китайской тактике боя атака приуготовляется отходом и т. д. Это не просто технический прием, а следование некоему высшему закону мироздания, исключающее произвол и интеллектуальный анализ» [5, c. 39]. Идеал человека, по Конфуцию, – «благородный муж». Этот человек – господин самого себя, обладающий высокими нравственными качествами, образованный, тонко сочетающий в себе естественность и культивированность. Он спокоен под ударами судьбы и ни для кого не средство [6, c. 15]; по- видимому, тут возможна отсылка и к Канту, к его категорическому императиву, хотя и не в кантовском смысле. Кант – философ протестантского духа, он прозревает всю главную проблематику Нового времени, которая в принципе могла быть видна из его времени и даже дальше – на то он и гений. Протестант, по М. Веберу, –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=