Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 18 ценности информационного общества, которые являются критериями для оценок нравственной стороны ИИ. Для определения содержания этики ИИ важно конкретизировать его отличительные черты (И. В. Маркова, Д. А. Давыдов). Авторы перечисляют такие особенности ИИ, как « понимание языка, обучение и способность мыслить и, что немаловажно, принимать решения готовность действовать . ИИ – комплекс родственных технологий и процессов, развивающихся качественно и стремительно, например: обработка текста на естественном языке, машинное обучение, экспертные системы, виртуальные агенты (чат- боты и виртуальные помощники), системы рекомендаций» [4, c. 171-173]. (Курсив мой – Ю. Н.) Этика ИИ, как часть цифровой этики, находится на границах с другими видами как прикладной, так и профессиональной этики, что показывают сферы применения ИИ, среди которых И. В. Маркова и Д. А. Давыдов выделяют такие сферы, как «применение ИИ в обороноспособности и военном деле: искусственный интеллект в ВПК, кибервойны, боевые роботы. Применение ИИ на транспорте: автопилот (беспилотный автомобиль), автоиндустрия на пороге революции: эра беспилотного вождения. Искусственный интеллект позволит изменить операционную модель логистики с реактивной на прогнозируемую, работающую на опережение… Также ИИ применяют для анализа поведения граждан, в медицине, образовании, банковском секторе и прочих сферах жизнедеятельности человека» [4, c. 171-173]. С философской точки зрения сфера применения ИИ так или иначе определяет этос ИИ (А. Н. Положенцев): «…изучением этоса безличной субъектности, принципов, которыми она уже руководствуется в своей организации нашего жизненного пространства, выводить правила взаимодействия с ней и воздействия на нее, ограничения ее, регулировать степень ее проникновения в личность и ее жизнь, исследовать, как она видоизменяет наш собственный габитус и создает из нас конгруэнтную собственным целям личность» [7, c. 175-177]. Таким образом, определение этоса ИИ могло бы стать методологическим механизмом реконструкции этики ИИ, четкого определения ее сферы, ее границ. Также для определения содержания этики ИИ важным вопросом остается вопрос о приемлемости и адекватности применения моральных норм вообще в цифровой среде, например, вопрос «о правомерности применимости понятия морали к описанию поведения искусственных агентов – роботов или аниматов» (В. Э. Карпов) [3, c. 170-171] или вопрос о цифровом доверии человека, основанный на этических принципах, используемых в цифровой среде (М. Д. Мартынова): «Проблема цифрового доверия связана с морально- психологической готовностью человека организовывать свою жизнедеятельность в новой для него цифровой среде и опираться в этой среде на привычные этические принципы» [5, c. 173-174]. Этико-правовые основания ИИ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=