Гуманитарные ведомости. Выпуск 2 (34). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 2 (34), октябрь 2020 г. 17 философия – сориентирована на обобщенное и абстрактное понятие морали: оно не всегда отражает внутреннюю неоднородность морали и соотнесено с той или иной практикой. Поэтому необходима прикладная этика. Этика ИТС сориентирована на практику, связанную с функционированием ИТС. В ее задачу входит описание этой практики, включенных в нее агентов, реципиентов, связанных с ней третьих лиц, чтобы понимать, какие интересы затрагиваются этой практикой, какие конфликты возникают или могут возникнуть. Названные выше ценности и соответствующие им императивы должны быть спроецированы на эту практику и конкретизированы (не формализованы) по отношению к тому функционалу, которым наделяются ИТС и, что очень важно, к тем конфликтам, которые возможны в ходе осуществления этого функционала» [2, c. 169]. Таким образом, этические проблемы искусственного интеллекта нужно решать при помощи прикладной этики, конкретнее, цифровой этики, соединяющей в себе как этические, так и правовые, и социологические и специфические технологические инструменты. В Лаборатории Цифровой Этики при Оксфордском университете и Оксфордском интернет-институте (Digital Ethics Lab), наряду с актуальными исследованиями в разных отраслях цифровой этики, проводятся исследования этических и социальных последствий искусственного интеллекта. На сайте Лаборатории отмечены следующие этически и социально значимые проблемы ИИ: 1) рост безработицы, вследствие распространения ИИ; 2) распространение ложной информации; 3) несправедливые или необъективные решения, основанные на заранее заложенных в ИИ алгоритмах; 3) непредсказуемая социальная реакция на ИИ финансовых рынков или других систем. Тем не менее, исследователи этики ИИ отмечают, что нельзя накладывать на ИИ чрезмерные ограничения, поскольку это приведет к упущению таких возможностей ИИ, как медицинская диагностика, снижение преступности или научные исследования (Перевод мой – Ю. Н.) [9]. Этика ИИ определяется Digital Ethics Lab как часть цифровой этики, наряду с такими проблемами цифровой этики, исследуемыми Лабораторией, как 1) этика и экономика смерти в век информации; 2) этические проблемы, связанные с использованием новых технологий в финансовых услугах – или «FinTech» (этика Финтеха); 3) этика больших биомедецинских данных; 4) этика и политика киберконфликтов; 5) этика порнографии ИИ; 6) этика алгоритмов и так далее [9]. Природа ИИ, которая определяет содержание этики ИИ: локус, этос, приемлемость, нормативная сторона ИИ. На сайте Лаборатории Цифровой этики отмечается, что этика ИИ, как часть цифровой этики, связана с идеалами информационного общества: «Мы помогаем построить лучшее информационное общество: открытое, плюралистическое, толерантное, равноправное и справедливое. Наша цель – выявить преимущества и расширить положительные возможности цифровых инноваций, а также избежать или уменьшить их риски и недостатки » [9] (Перевод мой – Ю. Н.). Таким образом, на содержание этики ИИ влияют

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=