Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 96 природы властвовали над человеком» [2, c. 275-276]. Но человек, сделавшийся свободной личностью, «будет властвовать над иерархией природных духов не путем корыстного разъединения, а путем любовного соединения». Т.е., относясь к природе с любовью, человек избавится от власти над собой духов природы. Философ призывает взглянуть на природу не глазами науки и техники, для которых она – лишь механизм, а глазами магии, для которой «природа всегда одухотворена», и вступить «в общение не с механическими силами, а с природными духами» [2, c. 277]. В этом случае возможна любовь к окружающей природе не как к объекту, а как к живому началу, с которым возможно общение. Познавать окружающий мир философ учит не через объективацию, а через общение: «Общение с людьми, с животными, с растениями, с минералами не есть объективация, и тут раскрывается возможность иных путей познания» [6, c. 250]. Должен иметь место ««Личный» характер познания» [6, c. 241]. В плане познания окружающего мира философ противопоставляет личность субъекту: «Человек был превращен в субъект гносеологический лишь по отношению к объекту, к объективированному миру и для этой объективации. Вне же этой объективации, вне стояния перед бытием, превратившимся в объект, субъект есть человек, личность, живое существо, само находящееся в недрах бытия» [6, c. 247]. Человек может называться субъектом только в отношении объекта, субъект стоит перед объектом, рассматривает его, как нечто внешнее по отношению к себе. Личность же рассматривает окружающий мир не как нечто внешнее и чуждое себе, а как то существование, к которому можно приобщаться и с которым можно общаться. В данном случае философ призывает не только не рассматривать человека как объект, но также не рассматривать его лишь как субъекта, созерцающего объекты. Соответственно, третьим ключевым выводом по содержанию концепции самосовершенствования Бердяева является то, что в плане отношения к окружающему миру личность у Бердяева противопоставляется субъекту. Личность относится к окружающему миру нравственно, а субъект – равнодушно. Заключение Мы обнаружили три направления становления личности в концепции Н. А. Бердяева: реализация заложенной в каждом свободы, которая осуществляется через творчество; любовь к другим личностям; познание окружающего мира через общение. В первом случае философ призывает не рассматривать самого себя как объект, во втором случае не следует видеть объекты в других людях, а в третьем – и весь окружающий мир не рассматривать лишь как объект. То есть для становления личности надо изгнать объективацию из разных сторон своей жизни. А так как объективация для философа тождественна злу, можно сказать, что он призывает человека этично

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=