Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 94 творчестве, это еще и взаимоотношение с другими личностями. «Общение между «я», «ты» и «мы» помогает «я» стать личностью. Личность укрепляется в общении, в выходе из себя в другого» [6, c. 277]. Более того, Бердяев считает, что это общение должно иметь нравственное содержание – быть любовью к другому «я»: «Существует глубокая и неразрывная связь между личностью и любовью. «Я» превращается в личность через любовь» [6, c. 280]. Философ тесным образом связывает понятия личности и любви: «Личность связана с любовью. Личность есть существо любящее и существо ненавидящее» [1, c. 273]. Однако межличностное общение далеко не всегда является приятным. Даже более того, оно так же мучительно, как и все моменты в реализации личности: «Общение мучительно трудно, потому что личности представляют разные и таинственные миры, лишь частично соприкасающиеся и друг другу открывающиеся» [1, c. 312]. Хотя Бердяев и говорит о реализации личности через свободу и творчество, он считает разрушительными для личности эгоизм, эгоцентризм, замкнутость на своем «я», даже если они сопряжены с творческим усилием: «Борьба за личность есть борьба против «ячества», против помешательства на своем «я»» [6, c. 300]. Эгоизм, по Бердяеву, есть то состояние, при котором «я» превалирует над личностью. Он порождает зло, ведущее к разрушению личности. Вместе с тем, жертвенная любовь к другому не должна означать нелюбви к себе. Философ призывает «любовно опознавать в себе личность, ее тождество, ее единственность и неповторимость» [6, c. 314]. Однако любить в себе надо именно личность. Такое самолюбие отнюдь не тождественно эгоизму. Эгоизм есть любовь к своему «я», но не к своей свободной личности. Бердяев призывает жертвовать своим «я» ради любви к ближнему, но при этом никогда не жертвовать своей личностью: «Эгоизм и эгоцентризм происходят от «я», а не от личности. Жертвовать можно только «я», личность же нужно реализовать» [6, c. 247]. В каких же случаях человек выступает как личность, а в каких ведет себя лишь как эгоистическое «я»? Критерием здесь может быть отношение к тем, кого данный человек любит. Подлинной любовью Бердяев считает любовь к личности: «Любовь есть всегда любовь к личности» [3, c. 166]. Перед любящим взором раскрывается сама личность другого человека: «сущность любви в том и заключается, что она раскрывает личность другого, ни с кем другим не тождественную, есть выход из одной личности в другую личность» [6, c. 313]. Второй существенный вывод по содержанию концепции самосовершенствования Бердяева состоит в том, что любящая личность смотрит на предмет своей любви без объективации, видит в нем личность, а не объект физического или эстетического наслаждения. Это происходит потому, что любящий человек вступает в межличностные отношения, отвергая отношения субъект-объектные. Когда любимый человек является для любящего лишь объектом, любовь оборачивается эгоизмом и не несет в себе никакой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=