Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 93 ограниченном внешними определяющими силами, а в духе, в стяжании духовной жизни» [6, c. 90]. Хотя свобода заложена в каждом человеческом «я», философ приходит к выводу, что не каждый из нас находит в себе силы реализовать свою свободу. В способности реализовать свободу Бердяев и видит главное отличие личности: «Реализация личности есть достижение внутренней свободы, когда человек не определяется уже извне» [6, c. 314]. Такая реализация свободы болезненна: «Свобода трудна и порождает боль и страдание. Трагизм жизни связан со свободой» [6, c. 314]. Философ говорит о людях, отказывающихся от свободы, чтобы не испытывать страданий. Таким образом, личность для Бердяева – это человеческое «я», реализовавшее свою свободу. Человека, не сумевшего реализовать заложенной в нем свободы, живущего по законам детерминизма, Бердяев называет всего лишь «индивидом». Чтобы стать личностью, такой индивид должен включиться в сложную духовную работу: «Личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека. Человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности» [6, c. 296]. Личность, по Бердяеву, – это свободное усилие, которое человек прилагает к работе над своей душевной и телесной индивидуальностью. Совершенно очевидно, что в контексте философского мировоззрения Бердяева, понятие «индивид», в отличие от понятия «личность», не несет в себе этического содержания. Индивид не совершает самостоятельного нравственного выбора. Он лишь делает то, что заложено в него природой и влиянием окружающего общества. На свободный нравственный поступок способна лишь личность. Также очевидно, что бердяевский человек-личность рассматривает себя в первую очередь не с объективной, а с субъективной стороны, не объективирует себя, т.к. для него важнее не собственные индивидуальные качества, а открывающаяся ему неограниченная свобода. Высшим проявлением свободы Бердяев считает творчество: «Настоящая проблема свободы есть проблема творчества» [4, c. 283]. В творчестве личность не просто совершает выбор между несколькими представленными возможностями, а создает новое: «Творчество есть величайшая тайна жизни, тайна явления нового, небывшего, ни из чего не выводимого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося» [3, c. 136]. Таким образом, можно сделать первый вывод по содержанию концепции самосовершенствования Бердяева: личностью может быть назван человек, сумевший реализовать свою независимость от собственной объективности, свою свободу. В отношении свободы личность у Бердяева противопоставлена индивиду. Нравственное отношение личности к другим Философ называет разные факторы, формирующие из человеческого «я» личность. Помимо реализации заложенной в каждом человеке свободы в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=