Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 92 Keywords: Berdiaev, ethics, personality, objectification, creativity, freedom, love. DOI 10.22405/2304-4772-2020-1-1-91-98 Понятие личности является одной из ключевых категорий этики. Ведь только личность способна делать свободный нравственный выбор. Этот тезис ярко и убедительно выразил великий русский философ Николай Александрович Бердяев, провозгласивший, что «этика основана на личности, и без личности нет этики» [3, с. 123]. Бердяев поставил личность и связанные с ней этические проблемы нравственного выбора, свободы, творчества, одиночества, общения, любви в центр своего философствования. Он писал: «Настоящая философия, которой действительно что-то открывается, есть не та, которая исследует объекты, а та, которая мучится смыслом жизни и личной судьбы» [6, с. 240]. Исследователи творчества Бердяева вполне обоснованно утверждают, что все его творчество пронизано этическим содержанием. В. Зеньковский в своей «Истории русской философии» отмечает «основоположное значение моральной сферы во всем творчестве Бердяева» [8, c. 718]. А связующей нитью в этическом учении философа, на наш взгляд, является именно идея личности. Бердяев называет личностью далеко не каждого человека. Каждое человеческое «я» является ею лишь потенциально: ««Я» есть изначальная данность, личность же есть заданность» [6, c. 296]. Первое, что человек, по Бердяеву, осознает, это он сам. Далее он взаимодействует с другими людьми и окружающим миром, и в ходе этих взаимодействий формируется его личность. Не реализовавшего в себе личности человека философ называет индивидом, субъектом или просто человеческим «я». Он противопоставляет концепт «личность» всем этим понятиям, как этическую категорию – сугубо антропологическим категориям. Нравственное отношение личности к себе самой Согласно антропологической концепции Бердяева, в каждом человеке присутствует его индивидуальная психосоматическая природа. Она выступает в качестве объективной данности. Но этим человек не ограничивается: он «не только физическое существо, но и не только психическое существо в природном смысле слова» [2, 131-132]. В дополнение у него есть также само его «я» – духовное начало, абсолютно свободное, ничем не детерминированное. «Основным противоположением, – утверждает Бердяев, – должно быть признано противоположение духа и природы… Это есть прежде всего противоположение жизни и вещи, свободы и необходимости, творческого движения и пассивного претерпевания толчков извне»[5, c. 25-26]. Философ видит источник человеческой свободы именно в сфере духа, к которой относит человеческое «я», и которая противопоставлена всему природному: «Источник свободы не в душе и тем менее в теле человека, не в природном существе человека, всегда подчиненном природной закономерности и со всех сторон

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=