Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 91 Т. В. Кутикина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. БЕРДЯЕВА В статье проанализирован этический смысл направлений реализации личности по Николаю Бердяеву. С точки зрения Бердяева, каждый человек потенциально является личностью, т.е. свободным нравственным существом. Он может реализовать в себе это качество на основе усилий, которые распределяются трем направлениям. Личностная самореализация требует нравственно относиться: а) к себе, б) к другим людям, в) к окружающему миру. Нравственное отношение к себе предполагает свободу. Нравственное отношение к людям есть любовь к ним. А нравственное отношение к окружающему миру отождествляется Бердяевым с любовью к природе. По мысли Бердяева, ни к себе, ни к другим людям, ни к миру в целом нельзя относиться как к объекту. Трем направлениям личностной самореализации у Бердяева соответствуют три сферы жизни, достойные личностного бытия. Это творчество, межличностные отношения и познание окружающего мира. Во всех этих сферах индивидуальная нравственность опирается на запрет объективации. Ведь настоящая личность видит и в себе, и в других людях, и в природе свободное живое начало, а не мертвые объекты. Для современной этической теории в философии Бердяева наиболее интересны взаимосвязь и взаимозависимость свободы и любви, которая позволяет сформировать исключающее объективацию отношение к другим и миру. Философ утверждает, что только свободная личность способна любить и только любящий, открытый для других человек может стать по-настоящему свободным. Ключевые слова: Бердяев, этика, личность, объективация, творчество, свобода, любовь. T. V. Kutikina Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University (Tula, Russia) MORAL GROUNDS FOR THE REALIZATION OF PERSONALITY IN THE WORK OF N. A. BERDYAEV The paper analyzes the ethical meaning of Berdiayev’s conception of becoming a person which includes three main directions. For Berdiayev, each individual is a potential person, i.e. a free moral being. The Russian philosopher had a clear understanding of how we can attain personal existence. It goes in three directions. To become a person, it is necessary to treat oneself, other people, and the world ethically. Ethical treatment of the own self presupposes freedom. Ethical attitude towards people is identical with love for them. And ethical attitude towards the world is love for nature. The cognition of the world is carried out through living communication and love. It is strictly forbidden to treat as an object the own self, other people or the world as a whole, because the personal existence excludes any kind of objectification. According to the three directions of personal self-realization, Berdayev constructs three spheres of life worthy of personal existence. They are creativity which is the highest manifestation of freedom, interpersonal relations and knowledge of the world. The person must act morally in all these spheres, i.e. avoid objectification in all of them. She/he sees in her/himself, other people, and nature not dead objects, but a free living beginning. The most topical point of Berdayev 's conception of self-realization is the interdependence of freedom and love. Only a free person can love, and only a loving, open- minded person can become genuinely free.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=