Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 88 «голос», подсказывающий, как верно применить этот закон в каком-либо конкретном жизненном случае. Существование совести у человека есть «факт, который не подлежит сомнению» [12, c. 190], однако различные люди оказываются чутки к этому голосу в разное время и в разной степени. К тому же совесть, будучи только нравственным чувством, может вводить в заблуждение – например, анархисты «совершают самые зверские убийства», искренне считая, что они действуют на благо человечества. Поэтому в вопросах этики недостаточна опора только на совесть, но необходимо начало, которое могло бы служить «мерилом» самой совести. Таковым началом выступает разум, так как именно он есть «способность постигать общие начала, могущие служить мерилом частных явлений» [12, c. 170]. Только совесть, руководимая разумом, может служить «светильником», способным указать человеку, как он должен поступать во всех конкретных жизненных случаях. С учением Чичерина о совести связано его представление о свободе совести. Согласно Чичерину, «совесть есть самое свободное, что существует в мире; она не подчиняется никаким внешним побуждениям» [12, c. 190]. Человек только сам может выносить внутреннее суждение о том, как ему поступать и, в частности, во что ему верить. Непризнание свободы совести со стороны церкви или государства, по мысли Чичерина, «противоречило бы замыслу Божества, даровавшего ему эту свободу» [2, c. 209], ибо коль скоро человек свободен по природе, он должен быть признан свободным и во внешних отношениях с миром. Свобода совести по Чичерину, таким образом, «требуется… природой самой совести» [2, c. 221], которая «составляет недосягаемое для внешней власти нравственное святилище человека» [12, c. 190], почему её свобода ни при каких обстоятельствах не может быть нарушаема и «в государстве, сознающем нравственные требования, никакое стеснение иноверцев в свободном отправлении своей веры и в гражданских правах не должно быть терпимо» [12, c. 92]. Подводя итог рассмотрения проблемы человека в философии Б. Н. Чичерина, можно сделать следующие выводы: 1) Относительно решения проблемы происхождения человека Чичерин чётко занимает позицию творения человека Богом. В дилемме эволюционистского и креационистского подходов он открыто не высказывается в пользу какого-либо из них, хотя явно тяготеет к последнему. 2) В решении вопроса о сущности человека Чичерин в духе христианских отцов церкви трактует его как единство абсолютного и относительного, конечного и бесконечного. Этому соответствует его учение о структуре человека, включающей материальную составляющую (тело), духовную (разум) и посредствующее звено между ними (душа). 3) Важным положением Чичерина является положение о бессмертии человека, подтверждаемая как положением о божественном происхождении его разума, так и доказательствами.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=