Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 87 языке религиозной философии, греха. Говоря о грехе применительно к природе человека, христианские мыслители в первую очередь понимали под этим первородный грех – вина нарушения первыми людьми данной Богом заповеди, не искуплённая ими и передающаяся из поколения в поколение всем их потомкам. Христианское учение о первородном грехе Чичерин признаёт строгой логически удостоверяемой истиной. Согласно ему, все люди, будучи потомками одного человека – Адама, «составляют более или менее связанные части одного духовного тела», единый нравственный организм [10, c. 220]. Отсюда вина одного, по закону причинно-следственной связи, распространяется и на всех. Из этого факта он также выводит возможность, а из любви Бога к человечеству – необходимость искупления. Рассуждая далее, он приходит к логически строгому выводу, что тот, кому надлежит искупить грехи людей, должен являться одновременно и человеком, и Богом. А это «и есть та нравственная идея, которая находит своё осуществление в христианстве [10, c. 221]. Достоинство человека, по Чичерину, имеет несколько аспектов. Во- первых, достоинство человека уже в том, что он «носит в себе сознание Абсолютного» [12, c. 55], т. е. разум, который, как уже говорилось, есть ни что иное, как божественное начало в человеке. Именно разум «делает его существом, имеющим цену само по себе и требующим к себе уважения» [12, c. 55]. Будучи носителем абсолютного начала, человек тем самым имеет абсолютное значение [10, c. 149]. Н. В. Медведев [7, c. 108] считает, что представление Чичерина о достоинстве человека связано с признанием сотворения его Богом и восходит библейскому изречению «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26), тем более, что об этом говорит и сам мыслитель [12, c. 55]. В этом смысле можно согласится с Н. О. Лосским, что в мире, как его видит Чичерин, человеку «отводится особое место» [6, c. 179]. Во-вторых, достоинство человека как разумного существа состоит в его следовании тому, что велит разум, т. е. в подчинении моральному закону [10, c. 131]. Здесь философ принимает «категорический императив» И. Канта. Человек, согласно Чичерину, «настолько человек, насколько он от конечного возвышается к бесконечному, от относительного к абсолютному» [10, c. 98]; его задача – в стремлении к нравственному совершенству, к которому он «руководится Духом Божиим» [10, c. 112]. Достоинство человека по Чичерину заключает в себе, таким образом, две составляющие – отнологическую и нравственную: человек есть носитель Абсолютного, носитель разума; соответственно этому его задача – исполнение определяемого в соответствии с разумом нравственного закона. Наконец, ещё одна тема в творчестве Чичерина, без рассмотрения которой наш анализ его антропологической доктрины будет неполон, – проблема совести. Совесть в нравственной философии мыслителя понимается как начало, которым определяется приложение отвлечённо общего морального закона эмпирическому многообразию действительности [12, c. 190]; она есть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=