Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 84 Чичерин действительно оказывается гораздо ближе к последнему, хотя окончательно и не высказывается в его защиту. В «Науке и религии» он утверждает, что абсолютное бытие, являющееся причиной всякой вещи, «должно заключать в себе всё, что есть в самих вещах, ибо, по закону логики, вследствии не может быть ничего, чего не было бы в причине» [10, c. 107]. Иначе говоря, все формы бытия, наличествующие в природе, должны были уже изначально присутствовать в божественном разуме. Логическим следствием из этого, как нетрудно видеть, является возможность создания Богом всего многообразия видов живой природы одним действием воли, без малейшей необходимости какой-либо «эволюции». В особенной степени это относится к «венцу творения» – человеку. В труде «Положительная философия и единство науки» Чичерин подвергает резкой критике дарвинистское мнение о возникновении человека посредством эволюции. Согласно мыслителю, эта теория «лишена всякой опытной почвы» [11, c. 177], ибо «никто никогда не видал» превращения одних видов животных в другие. Пытаются восполнить недостаток опытных данных предположением «бесконечных периодов времени, необходимых для произведения превращения», и «думают, громоздя века на века, произвести великое от малого; но этот… приём служит только признаком бессилия мысли, заменяемой фантазией» [11, c. 177]. Также теория Дарвина, по Чичерину, лишена и логической почвы, ибо в ней «не указывается никакой силы, способной производить требуемое действие» [11, c. 178] видового изменения. Немыслимость происхождения человека от низших видов животных у философа связана, как представляется, также не в последнюю очередь с решением им вопроса о его сущности, к которому мы теперь и переходим. Что есть человек? Отвечая на этот вопрос, Чичерин, прежде всего, указывает на присутствие в человеке абсолютного начала, которое есть в нём ни что иное, как разум, мышление. Только благодаря разуму человек сознаёт себя, знает, что он существует; это есть главный, сущностный элемент его как формы бытия. Всё остальное – чувства, переживания, материальная природа и т.п. – в человеке «подчиняется разуму и настолько получает истинно человеческое значение, насколько оно им проникнуто» [10, c. 99-100]. Именно посредством своей разумной природы, наличия сознания абсолютного человек не просто отличается, но «становится бесконечно выше» всех животных. Если последние всецело принадлежат к области конечного, то человек есть «сочетание конечного с бесконечным» [10, c. 100]; в нём «с бессознательным началом сочетается сознание… разум, возвышающийся к абсолютному бытию, с материальною оболочкой, подверженною всем случайностям частного явления» [10, c. 112]. Благодаря своему единству с Абсолютным человек «состоит членом духовного мира» [10, c. 102], будучи, говоря словами Писания, «немного умалённым» пред ангелами (Пс. 8, 6). При этом нельзя забывать, что соединение конечного и бесконечного, которое представляет человек, является не случайностью, но результатом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=