Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 83 применительно к проблеме человека, была и остаётся весьма спорным вопросом. Дело в том, что являясь последователем Гегеля, Чичерин парадоксальным образом был также его едва ли не главным критиком и там, где видел в его рассуждениях ошибку, вовсе не считал себя обязанными ему следовать. Наиболее наглядный пример в этом отношении представляет критика Чичериным гегелевского закона «единства противоположностей», развития понятия по тройственной схеме «тезис – антитезис – синтез». Принимая диалектику Гегеля как умозрительную науку, он в то же время признаёт, что она «требует восполнения и поправки» [10, с. 81]. Согласно Чичерину, Гегель, кладя в основе развития мысли свою схему, совершенно упускает из виду, что противоположению «враждебных» начал должно предшествовать единство последних. Таким образом, по Чичерину, диалектическое движение мысли включает в себя не три, как думал Гегель, а «четыре главных определения: первоначальное единство, которое в непосредственной слитности содержит в себе два противоположных начала, общее и частное, затем обе противоположности в их отвлечении, то есть отвлечённо-общее и чисто частное, наконец, высшее или конечное единство обоих» [10, с. 82]. Столь радикальное «исправление» Гегеля дало основание позднейшим критикам утверждать, что Чичерин намного дальше отошёл от его диалектики, чем сам об этом думает [6, с. 183]. Проблема человека также является одним из тех вопросов, в решении которых Чичерин практически не следует Гегелю и даже не ссылается на него. По замечанию В. Зеньковского, проблема человека, наряду с проблемой Абсолюта, относится к числу тех двух «пунктов» философии, в которых мыслитель наиболее радикально расходится с Гегелем [5, c. 583]. Из тех положений философской антропологии Гегеля, которые явно обнаруживаются и у Чичерина, можно назвать разве что следующие. Во-первых, это интерпретация человека как единства конечного и бесконечного [3, c. 37]. Во- вторых, Чичерин опирается на Гегеля в обосновании свободы воли человека [9, c. 51], хотя приводит, как увидим, и свой собственный вариант её доказательства. В остальных же положениях своей антропологии Чичерин вполне свободен от влияния Гегеля, вследствие чего можно утверждать, что в этой части его философии проявилось его своеобразие как мыслителя. Кратко сказав о влиянии воззрений Гегеля о человеке на решение данной проблемы его последователем из России, перейдём к рассмотрению воззрений по ней самого Чичерина. Первый вопрос, решение которого связано с проблемой человека, – вопрос о его происхождении. Как религиозный философ, Чичерин разделяет воззрение, согласно которому бытие человека по «лестнице» причинно- следственных связей восходит к абсолютному первоначалу бытия – к Богу. Однако является ли он сторонником теории эволюции Дарвина, ставшей модной в конце XIX в., или же придерживается традиционного креационистского подхода? Отвечая на этот вопрос, нужно признать, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=