Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 82 образом, природу человека объясняли через положения текстов, считающихся «св. писанием», принимавшихся на слепую веру, без всякого дальнейшего обоснования. В современную же эпоху, когда мы наблюдаем, с одной стороны, господство духа рационализма, с другой стороны, разочарование в только биологическом подходе к человеку. Поэтому больший интерес представляют такие варианты объяснения феномена человека, в которых обе эти крайности были бы преодолены. Один из таковых представляет объяснение проблемы человека у русского философа Б. Н. Чичерина, 190 лет со дня рождения которого отмечалось в 2018 году. Б. Н. Чичерин преимущественно известен как мыслитель в области права и политики. Однако он вошёл в историю русской философии и как создатель всеобъемлющей метафизической системы. В этом качестве он известен, прежде всего, как продолжатель идей Г. В. Ф. Гегеля, последователем которого он всегда себя признавал в философии. Причём Чичерин, вне всяких сомнений, – представитель «правого лагеря» в гегельянстве. Он отнюдь не считал Гегеля «законным» предшественником К. Маркса, произведшим в философии «расчистку почвы» для идей материализма. Напротив, именно размышления над трудами немецкого философа привели его к убеждению в разумности веры и религии [8, c. 104]. Одной из проблем, рассматриваемых Чичериным, является как раз проблема человека. Нужно сказать, что обратиться к данной теме мыслителя побудила как необходимость создания всеобъемлющей метафизической системы (ведь для Чичерина, как для человека, жившего «прежде всего и больше всего интеллектуальной жизнью» [5, c. 577], не могли быть приемлемы пробелы и упущения в философском объяснении действительности), так и его юридическая и гражданская позиция – признание ценности индивидуальной личности человека, его свободы и достоинства, что требовало своего обоснования посредством объяснения природы, сущности человека с позиций разума, философии. Соответственно этому Чичерин выводит в своих работах не только метафизические определения, характеристики феномена человека, в конечном счёте, сущности его, но и конкретные юридические требования, вытекающие из этой сущности (такие, как, например, свобода совести). В данной статье мы рассмотрим, каким образом одна из главнейших проблем философии – проблема человека – решается в трудах Б. Н. Чичерина. Надлежит прояснить, прежде всего, непосредственно объяснение мыслителем происхождения, сущности и структуры человека, а также, ради полнейшего уяснения антропологических воззрений философа, осветить понимание им нравственной природы человека, то есть решение им таких вопросов, как свобода воли, грех и искупление, достоинство человека и совесть. Говоря о решении проблемы человека у Чичерина, нельзя вначале не сказать о том, как на решение этой проблемы повлияла связь его взглядов со взглядами его «наставника» – Гегеля и какова была степень этого влияния. И здесь необходимо сказать, что степень названного влияния вообще, а не только

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=