Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 74 отношению к ней роль своего рода преамбулы, дающей развернутый ответ на первый из трех перечисленных нами выше толстовских вопросов. Единственный способ осуществления такого переворота – революция в сознании, а не социальная революция, являющаяся не чем иным, как одной из форм осуществления насилия. «Толстой, – отмечает в связи с этим А. А. Гусейнов, – называл свой метод революционным. Он даже более революционен, чем обычные революции. Обычные революции производят переворот во внешнем положении людей, в том, что касается власти и собственности. Толстовская революция нацелена на коренное изменение духовных основ жизни, превращение врагов в друзей» [6, с. 264]. Второй вопрос Толстой называет «наивным», подчеркивая, таким способом, самоочевидность ответа на него. Однако осознавая его ключевую значимость для построения своей этико-социальной стратегии, философ уделяет ему особое внимание и придает наиболее законченную форму. Именно поэтому нам представляется целесообразным и вполне уместным привести отточенные толстовские формулировки без купюр, дабы дать возможность во всей полноте представить и осмыслить глубину и убедительность их содержания. «Ответ на вопрос о том, что надо делать человеку, осуждающему существующее устройство жизни и желающему изменить и улучшить его, – пишет Толстой, – ответ простой, естественный и один для каждого, не одержимого суеверием насилия человека, такой: Первое: перестать самому делать прямое насилие, а также и готовиться к нему. Это первое, второе, не принимать участия в каком бы то ни было насилии, делаемом другими людьми, и также в приготовлениях к насилию. Третье не одобрять никакое насилие. 1) Не делать самому прямого насилия значит не хватать никого своими руками, не бить, не убивать, не делать этого для своих личных целей, а также и под предлогом общественной деятельности. 2) Не принимать участия в каком бы то ни было насилии значит не только не быть полицмейстером, губернатором, судьей, стражником, сборщиком податей, царем, министром, солдатом, но и не участвовать в судах просителем,, защитником, сторожем, присяжным. 3) Не одобрять никакое насилие значит, кроме того, чтобы не пользоваться для своей выгоды никаким насилием, ни в речах, ни в писаниях, ни в поступках не выражать ни похвалы, ни согласия ни с самым насилием, ни с делами, поддерживающими насилие или основанными на насилии» [14, с. 920]. Перед нами стройный алгоритм действий, в полной мере практически выполнимых для любого убежденного в их нравственной оправданности и общественно-исторической полезности индивида, а отнюдь не отвлеченные пожелания и прекраснодушные прожекты оторванного от жизни моралиста. Даже рестриктивная форма основных требований толстовской программы не является основанием для утверждения о том, что автор непротивленческой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=