Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 72 насилия» [14, с. 925]. Успех всеобщий кроется во «внутреннем сознании каждого человека», и глобальная толстовская идея ненасилия должна найти отклик в каждом человеке, в его способности любить и жить по законам любви, перевоплощаясь в концепт прототипический, прочно закрепленный в социальном Сознании. Таким образом, концептуальный анализ лингвокультурологических концептов, которые в статье становятся контекстуально обусловленными, структура, содержание и репрезентация которых предстает перед нами с авторско-индивидуальной точки зрения и видения. Авторское сознание создает новую интерпретацию уже известных культурно-языковой личности концептов. Таким образом, предложенный в статье новаторский подход к концептуальному анализу толстовского труда оправдал наши исследовательские ожидания, так как позволил лучше понять и композицию, и стилистику, и что наиболее ценно, содержательную сторону работы мыслителя, посвященной изложению его видения способов устранения препятствий на пути к духовному преображению и социальной гармонии – путь от господства закона насилия к торжеству закона любви. Только такой вектор исторического движения, убежден Толстой, ведет к преодолению социальных противоречий, вражды и страданий, которые на протяжении тысячелетий терзают человечество, демонстрирующее поразительную инфантильность в своем отношении к насилию и зиждящимя на нем государственным институтам. Однако, неизменно сетует мыслитель, не раз звучавшие из уст духовных лидеров, мудрецов и учителей нравственности, как на Востоке, так и на Западе, призывы перестать следовать изжившему себя закону насилия и заменить его неукоснительным соблюдением «высшего закона жизни» – закона любви, оставались не услышанными или подвергались ревизии со стороны светских и религиозно-церковных властей с целью оправдать логически и аксиологически недопустимое: декларирование приоритета Любви при сохранении практики насилия. «Так это продолжалось веками, – резюмирует Толстой. – Но пришло время, когда истина о том, что любовь есть высший закон жизни человеческой, и что поэтому насилие, несовместимое с любовью, не может быть высшим законом жизни, истина, столь свойственная духовной природе человека и выраженная более или менее ясно во всех религиозных учениях и с особенной ясностью в христианстве, несмотря на все усилия властителей и их помощников, все более и более входила в сознание людей и в наше время более или менее сознательно уже стала достоянием большинства людей» [14, с. 906]. Следовательно, альтернатива насилия и любви, в основании которой всегда лежит абсолютный отказ от любого насилия, есть единственно возможная постановка вопроса о перспективах общественного развития, под которыми Толстой понимает не только морально обусловленную, но и исторически неизбежную необходимость сформировать «…ту основу любви, которая, заменив насилие, может и должна соединить людей…», окончательно преодолев опасное «…суеверие о том, что

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=