Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 71 убийства, ненависть, злодеяние, несправедливость. И чем сильнее и резче они проявляются в двух враждующих лагерях, тем они более отдаляются друг от друга в стремлении изменить этот уже давший апокалипсическую трещину социальный уклад. Далее Толстой продолжает возвращать сознание читателя в прошлое, при этом тут же реверсируя в настоящее. Тем самым создается и своего рода содержательная оппозиция между историческим экскурсом в прошлое и анализом настоящего. Необычной является и концептуальная составляющая, а именно противоборствуют оба концепта, однако, авторы выявляют их одинаковую структуру и образную наполненность. В центре обоих стоит Сознание, снова философ ядром делает именно этот образ. И снова наблюдаем оппозицию внутри концептов: противопоставление закона любви и закона насилия. Однако исследовательская пытливость приводит нас к выводу о разной ассоциативной экспликации. Преломляясь в Сознании, законы любви выражаются через веру и законность любви, а законы насилия выражаются опять же через веру и законность любви, которые исключают насилие как таковое. «Перед этим-то решительным шагом, который предстоит в наше время всему человечеству, и стоят теперь в нерешительности люди нашего мира и времени» [14, с. 915]. Далее Толстой ведет читателя мыслящего через те же концепты, но их ядерную зону составляет уже Религия («суеверие неподвижности» Религии). Однако здесь законы и любви и насилия выражаются через идею Переворота. Таким образом, происходит оппозиционное вытеснение закона насилия и превалирует идея торжества и истины закона любви. В последних трех разделах статьи авторами прослеживается некая, может быть даже и вполне логически объяснимая, Толстовская идея концептуального воплощения. Здесь главным концептом выступает концепт «любовь». Однако его структура наблюдает весьма интересную картину: меняется ядерный компонент, а периферийную зону составляет бинарная оппозиция Любовь-Насилие. То есть номинант становится образным компонентом. Так в десятом разделе, ядром выступает Вера (вера в Человека не могущественного, но могущего), а Любовь и Насилие ассоциируются с поступками во имя Любви и против Насилия. Далее на пути к идейному завершению Вера в любовь и Вера в насилие (ложная вера) противопоставляются друг другу. Экспликационный ряд образа Любовь представлен Толстым очень обширно: это и высшее благо, и любовь к совершенству (к идеалу), любовь к Богу, ко всему живому, к людям; в противовес достаточно узкому выражению образа Насилия: зло, губительное суеверие. Заканчивает Толстой статью, структурируя концепт Любовь таким образом, что ядерным компонентом становится Жизнь. Здесь мы опять же наблюдаем образную оппозицию Любовь-Насилие, которая ассоциативно воплощается во благо и человечество и в смерть и небытие соответственно: «…мы стоим на пороге совсем новой радостной жизни, … и признания вечного начала любви, которое … должно заменить … губительное для людей начало

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=