Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 69 преображению и представляющей собой качественный скачок в развитии сознания, после которого возврат к предыдущему состоянию уже невозможен. «Главная религиозно-этическая сверхзадача, которую попытался разрешить Толстой, заключалась в том, – тонко замечает В. Н. Назаров, – чтобы обосновать заповедь непротивления злу не просто в качестве правила личного поведения, а в качестве общественного жизнепонимания, закона общественной жизни» [11, с. 29]. Именно здесь, на наш взгляд, кроется подлинное содержание прогнозируемой великим русским мыслителем социально-нравственной метанойи. В подобном контексте для более глубокого и «объемного» понимания характера этой неизбежной глобальной умоперемены, которую ожидает Толстой, категориально-логическая реконструкция его идей может быть удачно дополнена элементами «ментального» анализа этико-социального дискурса. Новаторская идея авторов исследования состоит в том, что понятийно- терминологическая составляющая наряду с концептуальным анализом, а именно рассмотрением ассоциативно-образной репрезентации концептов в философском рассуждении, лейтмотивом проходящих через всю канву статьи, многократно усилят осознание и понимание вопроса, поднятого мыслителем. Авторы предлагают свое видение структуры концептуального анализа, ставившего целью проследить путь познания концептов, их контекстуальную вариативность и экспликацию. Интересным представляется путь концептов, прошедших сквозь призму сознания и мировосприятия Толстого, и их образное выражение в начале и в конце статьи. Концептуальный анализ статьи «Неизбежный поворот» представляет возможность говорить о концептуальном дуализме, а именно о двух главных концептах, наличие которых прослеживается на всем протяжении рассуждений: «любовь» и «насилие». Еще одной авторской исследовательской задумкой является поэтапное отслеживание концептуальной картины, а именно в каждом из двенадцати разделов статьи. Изначально, авторская гипотеза состояла в идее наличия концептуальной триады, то есть наряду с вышеупомянутыми концептами предполагалось наличие концепта «ненасилие». Однако, гипотеза не нашла своего подтверждения в ходе аналитической работы. Авторские размышления привели к выводу о том, что ненасилие является не просто стратегией общественного развития, но и макроинтенцией статьи, которая может интерпретироваться и как социальный постулат, и программа действий, и утопическая идея и в то же время концепт, который может быть как протагонистом, так и антагонистом каждому из двух эссенциальных концептов статьи. В начале статьи, а именно в первом ее разделе, мы сталкиваемся с ассоциативно-образной экспликацией концепта «насилие». В нашем подходе ядерная зона концепта не совпадает с его номинацией. В данном случае ядро включает образ Человека, именно Человека нашего времени, страдающего «телесно и духовно», поэтому, соответственно, периферийную зону заполняют страдания внешние и внутренние. Получается своего рода бинарная оппозиция

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=