Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 68 издании «Сочинений» Л. Н. Толстого (М., 1911, с. 690-780) с датой 5 июля 1909 года. По признанию самого писателя, о чем он неоднократно делал заметки на страницах своего дневника, статья «Неизбежный переворот», несмотря на более чем скромный объем текста (всего чуть более 20 страниц) и кажущуюся локальность замысла, имела для него особое значение: она представляла собой своего рода «идейное завещание» и, в то же время, «программу действий», которую автор считал необходимым сделать достоянием как можно более широкого круга своих читателей (независимо от того, шла ли речь о почитателях его таланта или скептически настроенных критиках). Очевидно, что предварительно Толстой подвергает тщательнейшему анализу состав своей потенциальной аудитории. Не случайно, уже в Предисловии к статье «Неизбежный переворот» Толстой мыслит социально- историческими категориями и говорит языком, свойственным скорее социальному философу, нежели этику или религиозному мыслителю. И прежде всего он четко определяет структуру человеческого сообщества как глубоко антагонистическую, ибо «…все люди: и те, которые властвуют или прямой силой или богатством, и те, которые с неперестающей ненавистью несут свою зависимость от властвующих и богатых, … все разделены на два враждебных, ненавидящих друг друга стана…» [14, с. 903]. Однако в основании этого деления Толстой усматривает не объективные причины социально-экономического характера, а присущий современному человеку дефект сознания – наличие в нем традиционно-устойчивого убеждения в том, что насилие есть необходимый инструмент поддержания социального порядка и единственно эффективный механизм общественно- исторического развития. Между тем, именно допустимость «насилия человека над человеком, всегда в последнем своем проявлении требующего даже убийства» [14, с. 905], служила и продолжает служить настоящей причиной неравенства, несправедливости и страданий, неизменно испытываемых представителями противоборствующих социальных лагерей. Причем, как подчеркивает мыслитель, «…страдают и те, и другие от сознания непрочности своего положения…», но при этом «…и тем, и другим кажется, что … виноваты не они, а враги их, и тем с большим озлоблением нападают друг на друга, и тем все больше и больше ухудшают свое положение» [1, с. 903]. Эту непримиримую конфронтационность общественной дифференциации Толстой рассматривает в контексте исторически сложившейся модели «устройства жизни», основанного на насилии. Привычное применение насилия властвующим праздным меньшинством и покорное подчинение ему со стороны трудящегося большинства, равно как и ответное насилие угнетенных, мстящих своим угнетателям, образуют тот замкнутый круг общественных отношений, разорвать который можно лишь посредством подлинной метанойи – кардинальной перемены в восприятии существующего порядка вещей, как правило, ведущей к глубокому раскаянию и духовному

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=