Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 67 остается отдельная личность, не интегрированная в какую-либо социально- политическую общность или структуру. Именно такой способ понимания природы и механизмов поведенческого выбора чаще всего демонстрирует Толстой, экстраполируя свои взгляды преимущественно в плоскость нравственной философии (См., напр.: [7]), а не социальной теории. Однако позиция мыслителя-моралиста, которую вполне осознанно избирает для себя Толстой, отнюдь не исключает интереса писателя к проблеме эволюции социальных форм жизни человечества и способов их совершенствования. И дело здесь не столько в знаменитых экскурсах Толстого в область размышлений о смысле и движущих силах истории, сколько в значительно менее известных широкому читателю попытках смоделировать процесс трансформации современного общества в условиях перехода от закона насилия к закону любви (императивным минимумом которого и выступает заповедь непротивления). Такие сюжеты фрагментарно присутствуют в тексте целого ряда религиозно-философских и публицистически-полемических сочинений писателя, включая фундаментальные трактаты «Царство божие внутри вас…», «Закон насилия и закон любви» и др. Но их удельный вес там не позволяет составить целостную картину социальной прогностики Толстого и, тем более, сделать выводы о степени значимости данной тематики для самого мыслителя. Можно только предполагать, что его интерес к конкретным социально- историческим формам и перспективам реализации отказа от насилия постепенно усиливался, создавая почву для их концептуального аккумулирования и систематизации. Наиболее убедительным свидетельством в пользу выдвинутой выше гипотезы нам представляется статья Толстого с красноречивым названием «Неизбежный переворот», работу, над которой писатель закончил в июле 1909 года (менее, чем за полтора года до смерти). Эта статья стала итогом напряженных многолетних размышлений автора по поводу бедственности положения современного общества, основанного на насилии и неравенстве, и, одновременно, предупреждением о неизбежности кардинального изменения существующего положения вещей посредством всеобщей умоперемены, своего рода манифестом грядущего торжества идеала ненасилия. Этой задаче подчинены и содержание, и стилистика, и структурная композиция статьи, над которой автор с энтузиазмом работал около четырех месяцев. Как сообщает в своем дневнике Н. Н. Гусев, в ходе подготовки текста Толстой сменил пять вариантов названия своего сочинения, включая такие, как «1) Старое и новое; 2) Неизбежная революция сознания; 3) Новая жизнь; 4) Человечество вырастает из пеленок; 5) Революция неизбежная, необходимая и всеобщая» [5, с. 273], пока не остановился на емком и лаконичном заголовке «Неизбежный переворот». Впервые отдельные выдержки из этой статьи появились в «Русских ведомостях» за 1909 год (№ 207 от 10 сентября), а целиком (с цензурными ограничениями) работа была напечатана в 12-м

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=