Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 66 DOI 10.22405/2304-4772-2020-1-1-65-80 Рождение идеи ненасилия – одно из знаковых событий в духовной истории человечества. В современном общественном сознании оно прочно связано с именем Л. Н. Толстого, несмотря на неизменное стремление самого мыслителя скромно ограничиться ролью последователя и проповедника категорического отказа от насилия, к которому призывали все величайшие мудрецы и учителя человечества: от Лао-цзы, Конфуция и Будды до Христа, от составителей сакральных текстов древности до признанных философским сообществом авторитетов. Недаром в своей речи к столетию со дня рождения Толстого Махатма Ганди, предельно высоко оценив вклад своего идейного вдохновителя в утверждение принципа ненасилия, также не был склонен всецело идентифицировать его авторство с творческим наследием великого русского писателя. «Он был величайшим поборником ненасилия нашего времени, – говорил М. К. Ганди. – Никто на Западе, ни до него, ни после, не писал о ненасилии так много и упорно, с такой проникновенностью и прозорливостью. Более того, выдающийся вклад Толстого в развитие идеи ненасилия способен посрамить нынешнее узкое и искаженное толкование ее у нас на родине сторонниками ахимсы» [1]. Символично, что самому духовному вождю освободительного движения в Индии именно обращение к мыслям Толстого дало силы для преодоления глубокого духовного кризиса. «…Когда я переживал тяжелейший приступ скептицизма и сомнения, – признавался Ганди, – я прочитал книгу Толстого «Царство божие внутри вас», и она произвела на меня глубочайшее впечатление. В то время я был поборником насилия. Книга Толстого излечила меня от скептицизма и сделала убежденным сторонником ахимсы» [1]. Не случайно, именно в этом трактате Толстой максимально заостряет внимание читателей на том, что альтернатива «противления» и «не-противления» есть ключевая проблема выбора оптимальной ценностно-нормативной стратегии поведения человека: «Люди часто думают, что вопрос о противлении или непротивлении злу насилием есть вопрос придуманный, вопрос, который можно обойти. А между тем это – вопрос, самою жизнью поставленный перед всеми людьми и перед всяким мыслящим человеком и неизбежно требующий своего разрешения» [16, с. 305]. Ответ Толстого на этот вопрос хорошо знаком всему миру как учение о непротивлении злу насилием, инициировавшее острую полемику относительно допустимости использования силы в качестве средства борьбы со злом и несправедливостью. Как правило, в ходе реконструкции и анализа предложенной Толстым этико-нормативной программы ненасилия акцент делается на ее обращенность в сферу индивидуально-ответственного поведения морально автономного субъекта как потенциального адепта непротивления. Причем социальная проекция этой диспозиции мало чем отличается у Толстого от базовой – персоналистической, поскольку действующим агентом ненасилия всегда

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=