Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 60 многообразия может быть источником иллюзий и заблуждений, а также способом пропаганды какой-либо идеи одного многим. 5. Спиноза Б. утверждал, что «каждый побуждается своим аффектом, кто его не знает – побуждается любым» [15, c. 127]. Ницше Ф., рассматривая борьбу с аффектами (страстями и чувствами) отмечал, что крайняя вражда, ожесточённая борьба с инстинктами и аффектами присуща тем, кто отличается особой крайностью чувственности, кто не имеет сил для радикального лечения от них или не способен отказаться от них [11, c. 37]. В действительности, у современного индивида есть радикальные склонности либо к излишней рационализации (скрывающей высокую степень подавляемой чувствительности), либо к беспечной чувственности (сенсуализму, гедонизму и т.д.). Ницше Ф. отмечал, что возводя разум в статус «тирана», есть опасность, что некое другое начало может также сделаться тираном [11, c. 24-25], и что тиранические инстинкты предъявляют себе наивысшую власть и полное повиновение [11, c. 101]. 6. Подобная мораль представляет собой лишь видимость морали, некую иллюзию, которая по сути своей есть лишь её суррогат, однако отличающийся отсутствием категорического и довлеющего характера, исключающая необходимость ответственности, а также удобная в спекулятивном, прагматическом аспекте, для получения собственной выгоды и пользы. Больше разрешающей, но меньше запрещающей самому носителю такой морали, но накладывающей на остальных больше обязанностей, чем прав. Это вырождающаяся нравственность. 7. Мертон Р. отмечал, что культура предъявляет невыполнимые условия (высокие требования, и одновременно отсутствие условий выполнения), что приводит либо к устранению индивидом самого себя из невыносимой ситуации, либо к использованию незаконных способов и методов для достижения желаемого, в том числе антисоциального характера [10, c. 36- 37]. В современном мире таким незаконным способом может служить и аморальное поведение, которое часто драпируется понятиями новаторства, творчества, популярности и т.д., дабы придать негативной и деструктивной форме поведения и мышления статус «нормы». 8. Фромм Э. отмечал, что принцип «чем больше вещей, тем больше удовольствия» трансформировался в новое понимание, где потребление и есть самоцель, совершенно не связанная с удовольствием, то есть акт совершенно иррациональный и принудительный, в результате которого человек становится пассивным, и возникает различные формы отчуждения [17, c. 99-100]. 9. В данном случае необходимо отметить, что ложь это не только некое жёсткое и категорически неверное утверждение. Ложь может строиться и на умалчивании каких-либо фактов, и на спекулятивном их сокрытии. Также лишь частичное или одностороннее освещение того или иного феномена может привести к неверным суждениям и ложному мнению. 10. Более того, Ницше Ф. указывал, что ложь – это буквально инструмент инстинкта самосохранения [12, c. 92].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=