Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 59 искажённая и вывернутая наизнанку форма морали, что существовала и ранее. Она синкретическая и искусственная, иногда обладает массой несоответствий и противоречий, где большинство элементов заменены или полностью уничтожены как рудимент, анахронизм, что-то совершенно лишнее, что образует нравственный вакуум. Современный индивид бесконечно свободен в определении своих экзистенциальных положений и системы ценностей, в том числе моральной, что инициирует высокую степень демократизации, однако не допускает возможности и легитимности негативной и деструктивной фривольности, проявление которой можно видеть в моральной сфере современного общества. Примечания 1. Барт Р. отмечал, что демонстрация нравственной силы обретает свою конечную ценность лишь постольку, поскольку получает огласку [1, c. 128]. Это актуально для современного морализаторства. Мораль становится неким продуктом, который имеет силу лишь в спекулятивном массовом навязывании. Она то, о чём необходимо говорить, но редко поступать согласно ей. Часто она лишь атрибут дискуссии, особенно это заметно в СМИ, но часто является пустой и бессодержательной. 2. Особенность состоит в том, что каждый индивид выбирает нравственную систему для себя. Он может полностью принять уже сформировавшуюся, или построить свою систему взглядов на её отрицании. Он может взять за основу одну систему и дополнить элементами из другой (других). Или он может создать синкретическую систему из совокупности совершено различных, а порой даже противоположных элементов, различных нравственных концепций и идей. 3. Ярким примером является «Концепция двойных стандартов» в нравственном мышлении, отношении и поведении, которая проявляется у современного индивида. 4. Ницше Ф. предполагал, что «плодовитым бывает только то, что богато контрастами» [11, c. 38]. Таким образом, некое хаотичное состояние структуры, обладающее разнообразными взаимодействующими и противоборствующими элементами, способствует формированию создания чего-то нового и экстраординарного, в частности в аспекте нравственности – создание новой морали, которая будет отвечать требованиям индивида. По- видимому, для Ницше Ф. это мораль сверхчеловека. Отчасти с этим можно согласиться, но подобное хаотичное состояние имеет и последствия негативного характера. Юм Д. указывал, что величайшие заблуждения берут начало не в бесплодии нашего мышления, но в излишне обильном плодородии [20, c. 50]. Паскаль Б. отмечал, что «…зерно, посеянное в тучную землю, плодоносит; мысль, посеянная в восприимчивый ум, плодоносит…» [13, c. 94]. Таким образом, подобное предполагаемое «плодородие» хаотичного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=