Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 57 себе Ницше Ф.), современный человек становится механизмом собственных массовых многочисленных систем. Ценностные положения Ницше Ф. создают мир, где образуется своеобразный векторный вакуум, в котором отсутствуют все ориентиры, кроме одного – это сам индивид (с его волей, в том числе волей к власти). В современной инкарнированной форме данная концепция является фатальной стратегией разрушения и деградации индивида: вместо того чтобы обрести, приобретать и развиваться человек начинает двигаться к саморазрушению. Место самоопределения занимает отсутствие самоидентичности во всех наиболее важных экзистенциальных сферах. То, что должно было стать началом «нового» человека, стало источником создания онтологических систем, в которых человек существует не для себя (См. примечание № 19). Необычайное стремление современного человека к свободе вызывает ряд вопросов. А готов ли сам человек к такой свободе как, например ницшеанский «сверхчеловек»? Способен ли он сам создать личностную мораль (хотя по сути это будут также рамки и границы)? Что для него является свободой, и предполагает ли это тождество с вседозволенность? И многие другие. В действительности, вопросов больше, чем ответов. Для современного человека (пассивного и посредственного) решение подобных проблем и вопросов слишком сложно и трудоёмко. Попытки быстрого их решения или игнорирования приводят к пессимистическим тенденциям. Поэтому реальное состояние индивида, которое единственно может позволить его собственная ментальность, эпистемология (как система взглядов, знаний и понимания) и система ценностей, это экзистенция без вектора, без чёткой аутентичности или идентичности, что не раскрывает его, а наоборот драпирует, ретуширует и разлагает (См. примечание № 20). Современный человек находится в состоянии ожидания: нового развития, какого-то экзистенциального скачка, нового оформления и т.д. Отсутствие вектора развития исключает возможность прогрессии индивида по причине дисперсии производительных и волевых сил. Поэтому мир современного индивида, а особенно его моральные и ментальные аспекты – это сфера хаоса (См. примечание № 21) и неопределённости. Момент автопойетики (См. примечание № 22) не происходит, а если и происходит то из искусственно созданных человеком сфер, превращающих его в механическую часть своего механизма (политика, идеология, религия и т.д.). Рэнд А. (См. примечание № 23) обвиняет Ницше Ф. в том, что он не принёс ничего нового в нравственном аспекте, в осмыслении морали, а являлся одним из вариантов, созданных в истории этики, прихотей [14, c. 50]. Возможно, и можно обвинить его в некоторой моральности, точнее в желании того, чтобы мораль оставалась моралью (по своей внутренней архитектонике), даже учитывая, что её содержание иррационально – аффекты. Но его стремление к переоценке ценностей честнее, чем у представителей так называемой этики объективизма. Так называемое «нравственное» содержание в учении последних есть наследие утилитаризма и прагматизма с элементами

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=