Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 55 это принесение в жертву Ничему (пустым идолам (См. примечание №15) и иллюзиям) самого себя (своего «Я», своей индивидуальности, своей личности). Ницше Ф., рассматривая понятие индивидуальности, точнее то, что в него вкладывали его современники, отметил, что «стать «индивидуальным» – в этом добродетель безличных» [11, c. 91]. Делёз Ж., рассматривая экстраполяцию производственных отношений на семью и индивида, которые, по его мнению, являются в подобной схеме лишь потребителями, отмечал, что «театр частного человека есть конечная структура бесконечного субъективного представления» [6, c. 65]. Иными словами, индивидуальность есть лишь копия бесконечно производимого субъективного, например какой-либо системы (социума, производства и т.д.), определяя её рамки. Фромм Э. отмечал, что при всём стремлении человека достичь самоопределения, индивидуализм остался не более чем фасадом, скрывающим то, что человеку не удалось достичь индивидуального отождествления [18, c. 95]. Отметим, что данные утверждения характерны и для современного человека, индивидуальность которого является лишь репликой той системы, с которой он себя отождествляет, в том числе и в аспекте соответствия моральным требованиям и установкам, регламентированным ею же. Несомненно, что часто для принятия (создания) чего-либо нового необходимо преодоление (разрушение) чего-то старого. Ницше Ф. предполагал, что снятие ограничений, преодоление старых рамок позволит человеку открыть новые грани человеческой экзистенции, морали и мышления. Однако, попытка построения такой свободы, переходящей у современного человека в неощутимую чрезмерную (См. примечание № 16) рассеянность и инфантилизм, привела к экзистенциальному хаосу самого индивида (ментальному, моральному, а иногда и физическому, физиологическому). Одной из характерных черт современного человека является пассивность и посредственность, нежелание вести сложную борьбу и преодолевать экзистенциальные сложности. Ницше Ф. же рассматривал борьбу как неотъемлемый элемент свободы, как условие её реализации и гарант существования [11, c. 100-101]. Бердяев Н. А. отмечал, что «когда свобода не встречает сопротивления, то она начинает разлагаться» [3, c. 70]. Более того, сам Ницше Ф. указывал, что переоценка ценностей может быть совершена только под гнётом, чтобы укрепить человека, дабы он смог вынести бремя ответственности [12, c. 153]. Однако если у человека отсутствуют какие-либо границы, т.е. нет повода для последующей борьбы, тогда каким образом он будет реализовывать свою свободу (См. примечание № 17). Для многих индивидуумов мораль действительно имеет некий довлеющий характер (См. примечание №18), иногда даже чрезмерный и тиранический, деспотический в своих категорических формулировках. Гусейнов А. А. указывает, что мораль является высшей апелляционной инстанцией в актах [5, c. 692] и индивид – раб моральной необходимости, так как она выше необходимости материального мира, ведь нравственные поступки лишены случайности [5, c. 703-704]. Для современного индивида мораль не обладает категоричным характером. Она,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=