Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 54 видимость, но не реальное содержание бытия. Это парадокс современного мира и человека: индивид имеет огромные ресурсы (материальные, информационные и технические) для познания и развития бытия, однако он с неистовым рвением создаёт иллюзорный и релятивный мир иллюзий вокруг себя. Ложь приятна современному индивиду, и это относится как к тем ситуациям, когда он является страдающим ото лжи со стороны, так и, когда он сам её инициирует по отношению к другим, но самое распространённое среди индивидов – это высшее удовлетворение от лжи самому себе, то есть самообман. Эта форма иллюзии в наибольшей степени отвечает желаниям и потребностям индивида, не требуя ответственности, нравственных принципов и активной деятельности для реализации желаемого. Бахтин М. М. указывал, что человек более уверенно, ясно и полно чувствует в теоретическом мире (главенствуют имманентные законы творчества), и неуверенно, скудно и неясно там, где ему приходится иметь дело с собой, где он центр происхождения поступка, то есть в объективной реальности [2, c. 23]. Если Ницше Ф. указывал на некий страх перед истинной (моралью), то у современного человека – это абсолютная её дислексия и ненависть к ней (См. примечание № 12). Ложь и иллюзии для современного индивида это некое содержание пространства (подобно как для рыб вода), только в котором и только при таких условиях (реализация лжи) он может функционировать и выжить. В коммерческом мире они являются определённой «валютой» для оплаты собственной жизни. Ложь, иллюзия и обман – это инструмент построения экзистенции современного индивида. СМИ, Интернет, социальные сети и т.п. буквально сплетают искусственное пространство, в котором существует индивидуум, обретая новую форму, сомоидентичность и аутентичность. Кроме того, ложь (иллюзия и обман) есть способ скрадывания, ретуширования индивида. Но она не заполняет индивида каким-либо содержанием, а лишь иллюзиями и релятивными ролями, буквально создавая его сущность. Формируется некая альтернативная личность, которая со временем подавляет истинную (См. примечание № 13). Несомненно, что Ницше Ф. в своём построении «новой морали» и «нового человека», стремился освободить человека от пут старых нравственных установок, при этом оставляя его ответственным за свой выбор, а также снять определённые ограничения, наложенные традиционной нравственностью. Современный же человек это носитель не «новой» (как это предполагал Ницше Ф.), а «новейшей» морали, который не только не обрёл свободу, а ещё больше загнал себя в ещё большие ограничения. Он постоянно находит себе новых «хозяев», в стремлении избавиться от бремени ответственности (См. примечание № 14). Ницше Ф. отмечал, что человечество принесло три великие жертвы: человеческие жертвоприношения Богу (тех, кого любим); свои инстинкты Богу; самого Бога за Ничто (всё священное, гармоничное, целительное и т.д.) [12, c. 87]. Однако на этом период жертвенности не закончился. Очередная великая жертва человечества, в частности инициированная современной культурой, –

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=