Гуманитарные ведомости. Выпуск 1(33). 2020 г

Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого № 1 (33), июль 2020 г. 52 прагматических и утилитарных), или тех, кто реализует их в гиперболических формах, что ведёт к дисперсии содержания, и как следствие, к девальвации самой морали. Современная ненависть и отрицание моральных ценностей, в частности абсолютного характера, указывает на определённое чувство ресентимента, вызываемое пассивностью самого индивида. Дело в том, что современный человек часто ненавидит абсолютную мораль только по тому, что он не может ей соответствовать. Её внутреннее содержание, по его мнению, является причиной его слабости, безвольности, пассивности. В такой ситуации единственным способом удовлетворить внутреннюю моральную необходимость – создать такую систему, которая будет иметь более низкие требования, и оправдывать вышеуказанные качества индивида (См. примечание № 6). У современного индивида мелкобуржуазный подход к нравственности, где главенствует коммерция, принцип обмена и переход качественного в количественное [1, c. 149-150]. Поэтому и количественно большее лучше качественного меньшего. В связи с таким положением вещей, несомненно, инициируется приоритет индивидуальной, созданной самим человеком, морали, как перед другими индивидуальными, так и перед абсолютными, что может приводить к девиантному и асоциальному поведению, мышлению и отношению, порой в маргинальных формах. Дело в том, что коммерческий подход инициирует положение, в котором успех, польза и материальное благополучие (См. примечание № 7) не только драпируются в некое моральное превосходство, но и отождествляются с ним. Ещё Спиноза Б. отмечал, что тот, кто больше ищет пользы для себя (для своего самосохранения), тем более он обладает нравственной силой [15, c. 232]. Однако, необходимо произвести чёткую демаркацию между тем, что способствует самосохранению и тем, что является простым, безосновательным и пустым потреблением без необходимости (См. примечание № 8). Второе, несомненно, ведёт к метаморфозам внутреннего содержания индивида, вызывающим деструктивные и негативные последствия, а в частности к деформации и дисперсии личности. Современный мир – это поле, в котором главным искусством и одновременно способностью является искусство потребления. Это такая форма потребления, в которой количественное деспотически превалирует над качественным. Некоторые формы коммерциализации поведения бывают настолько радикальны, что они проникают и изменяют те сферы, которые не им свойственны (не являются сферой влияния). Например, Делёз Ж. утверждал, что в рамках капиталистической системы любое свойство и родство проходит через деньги, что в итоге приводит к формированию производственных отношений внутри семьи, где каждый лишь элемент потребления [6, c. 64-65]. Современный экзистенциальный маркетинг и менеджмент вещизма и пользы вызывает в человеке неутолимую жажду, некую иррациональную страсть обладания химерой, в погоне за которой индивид готов пожертвовать не только своим материальным благосостоянием, но и самим собой. Подобный радикальный вещизм инициирует новое отношение (как говорил Ницше Ф.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=